Концепция эффективности лидера получила относительно мало внимания в руководстве литературы. Это несколько удивительно, учитывая, что оно требует высокого уровня свободы действий (т.е. сознательного или преднамеренного оказания положительного влияния) и доверия.
Данный обзор использует существующую теорию и исследования эффективности лидеров в качестве отправной точки для предложения расширенных и многоуровневых рамок для понимания области действенного руководства, которая включает в себя эффективность лидера, последователя и коллективную эффективность.
Основные цели заключаются в том, чтобы создать концептуальную основу для стимулирования будущих теоретических и исследовательских работ по формированию качественного руководства и понять, как такое управление развивается и как оно влияет на качество работы.
Современные лидеры сталкиваются с беспрецедентными проблемами, когда организации пытаются адаптироваться к постоянно ускоряющимся темпам изменений как внутри, так и с внешними условиями, в которых они работают. Такие изменения бросают вызов не только знаниям, навыкам и способностям лидеров, но, что еще более важно, самоосмыслению их лидерских способностей и психологических ресурсов для удовлетворения постоянно растущих требований их ролей.
Учитывая такие сложные проблемы, трудно представить себе кого-либо, кто следовал бы за предводителями, которые не одобряют или не принимают такие вызовы, или испытывал на себе их позитивное влияние. И все же, насколько мы и должны знать об эффективности такого лидерства?
Цель настоящего обзора - дать ответ на этот вопрос. Эффективность лидерства является специфической формой, связанной с уровнем уверенности в своих знаниях, навыках и способностях, при управлении другими людьми. Таким образом, его можно четко отличить от уверенности в своих знаниях, навыках и способностях, связанных с другими социальными ролями, такими как учитель или государственный деятель. Утверждение, что нынешние условия требуют от руководителей постоянно "наращивать усилия" для решения сложных задач и иметь необходимое учреждение для оказания позитивного влияния на своих последователей и культуру, климат и эффективность работы организации.
Чтобы мобилизовать группы на коллективную работу, лидеры должны проявлять высокий уровень личной активности и создавать аналогичные уровни активности у тех, кого они возглавляют по доверенности. Недавно было предложение, чтобы положительные психологические состояния, такие как качество, напрямую способствовали эффективному вовлечению лидеров, гибкости и адаптивности в различных проблемах, характерных для сложных организационных условий. Это объясняется тем, что более высокий уровень самоэффективности обеспечивает внутреннее руководство и стимул для создания агентства, необходимого для успешного решения сложных задач и реализации возможностей.
Кроме того, существует утверждение, что стратегия развития лидерства должна учитывать эффективность лидеров и последователей в решении проблем развития и производительности. Определение эффективности таких лидеров (последователей) таково: Убеждения руководителя (последователей) в своих воспринимаемых способностях организовывать положительные психологические способности, мотивацию, средства, коллективные ресурсы и направления действий, необходимые для достижения эффективной и устойчивой работы в различных лидерских ролях, потребностях и условиях.
В данном обзоре впервые предоставлена многоуровневая структура для разграничения и обсуждения взаимодействия между эффективностью руководителя и эффективностью руководства. Во-вторых, обобщение и интегрирование относительно ограниченного объема знаний об эффективности лидеров и смежных областях исследований качества (например, в области образования, клинической и социальной психологии, а также организационного поведения).
Наконец, приведены доводы в пользу проведения ряда исследований эффективности руководства, которые включают в себя последовательность и качество работы коллектива, и предлогалось направить усилия в направлении более практического сосредоточения на том, как такая эффективность может быть развита. В частности, было предложено четыре области необходимых исследований:
Для повышения эффективности лидера:
1. Изучение иерархической структуры верований эффективности лидера, которые мы предлагаем состоит из общей эффективности, означает эффективность, и различные области конкретной самоэффективности, а также взаимодействие между этими различными формами качества в содействии с эффективной деятельностью.
2. Содействие более глубокому пониманию того, как эффективность развивается и функционирует в рамках самосистем лидеров и влияет на их последующее познание, воздействие и поведение.
3. Использование многоуровневого подхода к пониманию эффективности в организациях, включая индивидуальный (лидер и последователь), командный/коллективный и организационный уровни.
4. На основе нашей расширенной концептуализации эффективности руководства; внесение предложений по уточнению предшественников и процессов развития эффективности руководства.
Дифференциация эффективности лидера и эффективности руководства
В ответ на призыв предыдущего ежегодного обзора ученые сосредоточились на многоуровневых эффектах эффективности лидерства. Кроме того, был дан ответ на призыв уделять больше внимания контексту лидерства в этом обзоре. Несмотря на то, что были проведены исследования, изучающие прямое влияние деятельности лидеров на эффективность и результативность последователей, большая часть литературы не учитывает более широкий контекст и многочисленные источники влияния лидерства на эффективность и результативность последователей. Рассматривая необходимость более полного учета контекста и уровней в лидерских исследованиях, ясно показались теоретические различия между индивидуальным развитием лидеров и коллективным развитием лидерства.
Аналогичным образом, можно проводить различия между лидерством (поведением отдельных лидеров) и лидерством, которое мы понимаем как возникающее положительное влияние, происходящее в группе, частью которой является лидер. Предпологается, что потенциально существует большая ценность в построении более полного понимания вклада эффективности в построение эффективности коллективного лидерства. Продолжая эту связь, ученые намерены связать ограниченную литературу по эффективности руководителей с более обширным массивом исследований по эффективности организационного поведения, чтобы облегчить моделирование эффективности, сформированной в результате взаимодействия между лидерами, последователями и группами.
Обзор литературы удивительно не обнаружил ни одной статьи, посвященной эффективности лидерства. Организационные исследователи широко изучили такие конструкты эффективности, как самоэффективность, общая эффективность, средства эффективности, и формы коллективной или командной эффективности. Эти исследования наглядно продемонстрировали, как каждый из этих видов эффективности соотносится с желаемыми результатами деятельности. Мы полагаем, что увязка лидерства с этими конструкциями может способствовать нашему пониманию того, как повысить коллективную активность и эффективность. Таким образом, есть надежда, что недавний фокус на позитивном организационном поведении будет сфокусирован на более макрофокусе позитивной организационной стипендии.
Например, когда лидеры и последователи разделяют позитивное отношение к их способности конструктивно влиять друг на друга, а затем поддерживать друг друга и эффективно работать, полагается, что могут возникнуть уникальные организационные культуры, в которых эти контекстуальные факторы не только определяют эффективность руководства, но и со временем будут зависеть от его эффективности.
Предпологается, что эти причинно-следственные связи между лидерами и последователями формировали со временем коллективную эффективность, которая, в свою очередь, способствует достижению и поддержанию эффективных результатов деятельности.
В конечном счете, когда группы формируют такую общую ментальную модель своей коллективной эффективности, сформировавшиеся убеждения способствуют активности коллектива и повышению его производительности.