Найти тему
soullaway soullaway

Диалог о современном образовании с преподавателем экономики.

1. Почему ты решил стать именно преподавателем?

Это хороший ожидаемый вопрос – его задают практически все, узнав, что я работаю в вузе))) Даже те, кому совершенно не важен ответ, просто большую часть людей удивляет факт того, что кто-то живой, стоящий рядом с ними, внезапно преподом оказался … а преподы же – нелюди и (ну все же знают) даже не какают, прости господи, и что же такого вот живого стоящего рядом человека понесло в такую жуткую кабалу?)))

На самом деле оно вот как сложилось: я в некотором смысле преподаватель в третьем поколении (бабушка – учитель начальных классов, дядюшка – физик-газодинамик) и не то, чтобы у меня выбора не было, ну просто я знал этот процесс не только снаружи, но и изнутри. Он мне нравился. Врать не буду – на заре карьеры научный процесс мне нравился (и нравится) больше, за ним в аспирантуру и шёл. Но так уж вышло, что наука стала дополнением к преподавательской деятельности, а не наоборот. В итоге образовательный процесс поглотил почти полностью, научный – только как хобби …

2. Что такое, по-твоему, наше сегодняшнее образование? Как можно его охарактеризовать? Лучше ли оно или хуже того что получали в СССР? Или же сравнение некорректно?

В некотором смысле последнее утверждение верно. Тогда, между тогда и сегодня, сегодня – это в первую очередь очень разные воспроизводственные системы, а образовательный процесс, будучи частью этой системы, само собой менялся вместе с ней. К тому же конъюнктура тогда – это совершенно иной микрокосмос по сравнению с сегодняшними реалиями. Вот как-то так, если заумно.)))

А по простому – да, вещи разные, сравнивать бессмысленно в общем-то … но то самое старое образование было системным, а вот современное как-то не очень системностью отличается. Как пример о бессистемности: детский сад что-то не очень готовит к школе, школа не шибко готовит к сузу или вузу, которые меняют свои образовательные программы (не по своей воле, а по задумке министерства) со скоростью, близкой к звуковой. И все это не импровизация на местах – это такой вот джаз из центра полётов. Так быть не должно, система должна быть системой, а не набором разнородных ничем не связанных элементов.

3. Какие перспективы у молодого человека, который решает стать преподавателем? Что даст ему государство?

Перспектив, скорее всего, никаких, не дадут ничего. Молодому учителю на селе что-то может и перепадёт, а вот преподавателю в сузе/вузе, особенно если молодому, скорее всего ничего этакого не выпадет. Даже нагрузки на ставку скорее всего не наберётся, ибо есть старые добрые профессора, которых вот просто так не возьмёшь и не уволишь. И это не плохо и не хорошо – так есть.

Обновление кадров в профессиональном образовании сейчас крайне затруднено так называемым эффектом наслоения специалистов. Кстати, Европа с этим уже сталкивалась в 70-ые годы, проблема логично так и не была решена из-за чего академическая наука и профессиональное образование там (в частности в Германии) существенно потеряли, зато лихо выиграл реальный производственный сектор и сектор прикладных исследований и разработок. Поэтому молодым умным советую идти в инженеры … и даже если в экономисты, то обязательно в экономисты-инженеры, даром, что данное направление подготовки почти искоренили из отечественных образовательных стандартов и существенной дипломированной конкуренции на рынке труда при такой квалификации не встретить ;-)

4. Считаешь ли ты свою зарплату достойной?

Достойной или достаточной? Если достойной, то кого? Меня? … короче вопросом на вопрос, как истинный сын Зайона))) Ну а если по серьёзному, то скажу так: «Мне хватает, но хотелось бы большего». Ну и да – достойной не считаю, квалификация вроде бы высокая, а на ставку труда получается где-то в районе кладовщика. Это как минимум не логично. Если смотреть на процесс с экономической точки зрения, то пять лет вуза, три года аспирантуры, ежегодное сверхурочное взаимодействие с реальны сектором, систематическое повышение квалификации … не окупаются же трудозатраты. С другой стороны всё субъективно, только личное восприятие низости своих доходов объективно))).

5. В 2007 году, когда я получил диплом, я фактически был предоставлен самому себе. То есть государству было неинтересно, куда я отправлюсь с этим дипломом. Сегодня такая же ситуация у выпускников?

Абсолютно. Хотя профанируют и лохматят бабушку на эту тему ещё больше, чем в том самом уже почти седом седьмом году. Ситуация изменилась только в том смысле, что работодатели сейчас сами начали проявлять некоторый интерес к выпускникам. Но тут тоже всё не так просто: им либо подавай высококвалифицированного специалиста, готового работать за пятачок, либо они зовут работать в такие адовы условия, что не дай господь. Про уникальных выпускников, способных строить роботов и творить квазиобъекты виртуальной реальности, молчим – их случай особый и к средней по палате отношения не имеет.

6. Ты преподаешь экономику. По-твоему рынок экономистов сегодня не перенасыщен? Или же львиная доля студентов стремится получить диплом для галочки? А после получения отправляется работать продавцом в магазин.

Вот тут буду краток. Да – переполнен. Да – для галочки. Нет – не обязательно в магазин, может и в банк (случаи разные бывают). А нормальных экономистов таки мало … и не наша в том вина и студенты не такие дураки, как многим хотелось бы думать. Повторюсь: нет воспроизводственной системы, соответственно нет мотивации вдумчиво учиться, ибо отдача от затрат времени и сил для сегодняшнего студента (будущего бакалавра/магистра) не очевидна.

7. Как можно описать сегодняшнего абитуриента. Он знает, кем он хочет быть или же идет поступать в ВУЗ потому «так надо», родители сказали?

Вот почему Карла Гауса считают гением от математики?! А вот много всяких «потому» можно привести в пример, но в данном случае я о великой вещи – нормальном распределении. Суть этого самого распределения в упрощенном виде для нашего случая зиждиться вот в чём: любая толпа народу имеет некий процент дураков, некий процент умных, некий процент средних плюс минус некоторый уровень шума и статистически допустимых отклонений. К чему я всё это?! А вот к чему: оно так было на моей памяти всегда – 7-10% поступают сознательно (мотивация различна, но сознательность действий на лицо); 75-80% поступают вроде и сами, но по причине «так надо» (здесь и сам студент и родители проявляют некоторую индифферентность, т.е. могли бы пойти и не к нам и не на это направление подготовки и вообще не в вуз, а в суз; у нас они просто потому, что … ну просто поту что так сложилось); 10-15% загоняют родители (мотивация родителей различна, но их давление очевидно) … недостающие проценты откинем на шумы и погрешности)))

8. Мне известны истории о том, что еще 10 лет назад получить зачет стоило определенную сумму. Как с этим обстоят дела сейчас? Понес ли кто-то наказание из взяточников?

Кто понёс, а кто и нет. Больше всего в этом процессе мне нравиться то, что произошло ожидаемое: понесли в основном те, кто на кафедру в качестве подарка принял обычный стационарных телефон, а тот, кто с одной сессии новый «порш» прикупил, пошёл свидетелем по делу. Однако попугали и пуганых стало много. Именно поэтому с этим пакостным делом сейчас относительно хорошо – основные каналы мздаимствования по возможности прикрыли. Плохо другое – остаются методы поборничества косвенного характера, но тут уже правоохранительным органам надобно доказывать и факт взятки и факт вымогательства, поэтому кое-где царство коридорных троллей всё ещё процветает.

З.Ы. … так и вижу, как злорадствует по сути своей добрый читатель этого манускрипта: «а-а-а-а, все вы преподы поборники. прищучили, поди, самого, вот он и поёт здесь о «меньше», «почти не стало». своих выдавать не хочет» … посему отмечу: говорю я здесь исключительно о тех вуза и сузах с которыми имеют прямые трудовые и косвенные профессиональные отношения, за все учебные заведения страны не отвечаю … лично сам живу по принципу: «брать деньги надо за действие, а не за бездействие», поэтому категорически против всяких там поползновений к вымогательству и мздаимствованию

9. В топ 100 мировых ВУЗов входит лишь МГУ. И с каждым годом он теряет там позиции. По-твоему с чем это связано?

С тем что сам рейтинг дебильный: во-первых, как и любой рейтинг, он был сразу рассчитан на то, что бы возвысит одних над другими (да, на мировом рынке образовательных услуг тоже есть коррупция), а не объективно показать потенциальному потребителю кто лучше, а кто хуже; во-вторых, этот рейтинг изначально был рассчитан не на нашу систему образования. В итоге старую отечественную систему под этот самый топ-100 радикально искромсали революционными методами, новой системы не построили, а МГУ, хоть и центр всея Руси в образовательном смысле, но тоже элемент образовательной системы со всеми печальными вытекающими…

10. Есть ли перспективы у других российских ВУЗов попасть в мировой топ?

А зачем? Африканцы, персы, индусы и китайцы всё так же будут ехать к нам учиться без всяких мест в этом рейтинге … британцы, немцы, итальянцы и прочие французы не поедут, даже если все 100 вузов будут наши. Геополитическое мышление , я полагаю, будет посильнее всяких рейтингов. Кроме того, важно помнить о том, что у нас есть свой рейтинг с блэк-джеком и шлюхами)))

11. В России многие стремятся поступить в Москву или Питер, а по твоим оценкам в каких городах есть еще сильные ВУЗы?

То есть ты полагаешь, что в Москве или Питере ещё остались сильные вузы?!))) Хотя конечно же остались, это просто я не могу быть кипильно-серьёзным дядей. И, что естественно, по России таких вузов хватает. Есть они в каждом регионе, но точечно я их называть не буду – извините, дорогие читатели, но это как-то не корректно. Мол, вот Маша – ты красивая, а ты, Даша – страшна, аж сил моих нет.

Что ещё хотелось бы сказать по этому пункту научной новизны? А вот что: в эти города едут не столько поступать в сильные вузы учиться, сколько мигрируют в обозначенные полисы с целью обосноваться и закрепиться для жизни и деятельности. Примеров том из личного опыта общения с абитуриентами масса. Что печально и для нас, регионалов (мы теряем потенциальных студентов) и для центральных вузов (переизбыток умов, которым лениво умничать, существенно снижает мотивацию тех же профессоров к серьёзной работе в аудиториях).

12. Общаешься ли ты со своими выпускниками? Если да, то любопытно работают ли они по специальности?

Конечно общаюсь. Естественно не со всеми.))) Но что характерно, с кем общаюсь – все работают по специальности. Есть незначительный разброс, конечно. Например, по некоторым подругам-товарищам такие случаи имеют место быть: учился по специальности «Налоги и налогообложение», а работает ведущим экономистом в строительно-монтажной организации, учился по специальности «Управление персоналом», а работает заместителем начальника отдела по работе с клиентами в IT-компании; учился по специальности «Мировая экономика», а работает доцентом и научным сотрудником на кафедре Мировой экономики в Высшей школе экономики. Но эти огрехи я не считаю значительными (последнее так вообще не огреха, а абсолютное попадание) – знания и умения, полученные в вузе, люди прикладывают на практике, просто делают это несколько в иной форма. Показательно вот ещё что – те самые, которые поступали сознательно, за исключением пары-тройки человек, устроились по специальности (в большинстве своём без всякого блата). Видимо и впрямь понимали, на что идут и чего хотят.)

13. Кто-нибудь из твоих студентов уехал из страны? И если да, то работает ли там по специальности?

Ровесники (друзья, однокурсники) есть таки, а вот за студентов не знаю. Может и есть, просто я не в курсе.

14. Я знаю, что среди студентов есть иностранцы. У вас на факультете кто-нибудь учится?

В последние годы полно таких … чуть не начал распространяться о том, какие именно, но вот он соответствующий вопрос, ниже лежит)))))

15. Кстати о студентах. Какими странами представлена сегодня география ОГУ? Я-то помню, когда со мной в общаге жили и кубинцы, и студенты из Сомали Кто сейчас едет учиться в Россию?

Всю географию не скажу – не в курсе просто. Конкретно у нас на факультете Экономики и управления обучаются ребятушки из Кот-д'Ивуара (один из них у меня в этом году в дипломниках, кстати интеллигентнейший парень и достаточно умный вопреки всяким ожиданиям), Гвинеи-Бисау, Камеруна, Йемена, Китая, Армении, Белоруссии, Украины. На соседних факультетах имеют место быть ещё студенты из Египта, Сирии, Ирана, Монголии, Бразилии и Португалии. Медицинский полон индусов. Что-то там говорилось про Сербов, Венгров, Румын, но подтверждений пока нет. Мне ж Сербы особо интересны))) Западноевропейские ребята (французы, испанцы, немцы) бывают регулярно по профобмену и на всяки постдоки заезжают.

16. Выгодно ли нашей стране обучение иностранцев?

Весьма. И не только в деньгах сия выгода выражена будет. Они в большинстве своём учатся реально. Конечно не всегда тому, что будет в дипломе. Но русский язык они точно выучивают. А язык сейчас – это новые экономические связи в перспективе. Есть ощущение, что конкретно Иранцы (особенно иранские курды) и Китайцы за этим (т.е. за связями) и едут. Ну и культурный обмен, конечно, важен. Во всём же мире думаю, что в России напрочь все ёб***ые и жить невозможно, ибо кругом один сплошной концлагерь, а оказывается, что не все и не сплошной)))

17. Существуют ли какие-то льготы при поступлении для жителей Абхазии, ДНР, ЛНР?

Добавь сюда ещё и Крым с Приднестровьем. Но какие – не знаю. Это по части приёмной комиссии, я в неё не вхожу.

18. Есть ли среди твоих студентов беженцы из Украины?

Таковых не имеем.) Это я к тому, что в моих группах, с которыми я работаю в текущем учебном году, пока нет. В следующем году будет. В этом году к нам на третий курс переводилась девушка из Донецкого национального университета, если я ничего не путаю.

19. Обсуждаете ли вы политику со студентами на занятиях? И существуют ли по этому поводу какие-нибудь указания «сверху»?

Я сам лично по своей инициативе делаю это регулярно … предмет «Планирование и прогнозирование налогообложения» к тому обязывает, знаете ли))) А что касается «кураторской работы» то указания сверху есть только в отношении таких тем как: толерантность, анти фашизм, здоровый образ жизни. Всё прочее по желанию. «За кого голосовать на выборах ЕдРа, как правильно любить ВВП и какими аргументами крыть белую гидру мирового империализма в вопросах паспортизации Крыма» – такого, конечно же, нет. Но это у нас, а вот в других местах может и есть.

20. Как ты считаешь, ЕГЭ это хорошо или плохо? Не создает ли он шаблонного мышления у человека?

«ЕГЭ – это отлично. Это лучшее, что только могло случиться с отечественной системой образования. Мы все ему рады и благодарны за то, что» … вдруг действие гипножабы закончилось и он заговорил по другому))) Моё отношение к этому, в общем-то недурному, но до конца не продуманному, дидактическому методу отлично выражает достаточно старая карикатура из этих самых европ (да-да, там давно с этим борются и уже даже имеют явные минусовые последствия).

Найти картинку не получается, поэтому опишу словами: мы видим стоящих перед экзаменатором слона, льва, обезьяну, орла; для того, чтобы получить положительную оценку каждому из них необходимо (всего ничего) залезть на пальму. Вот так и ЕГЭ принуждает разные мозги одинаково «лезть на пальму», что не столько отупляет, сколько сужает возможности развития индивидуальных способностей ученика. То есть получается, что реформируя систему школьной подготовки к последующему профессиональному образованию, откуда ушли, туда и пришли только на этаж ниже. Нисходящая спираль почёта, етить-колотить. Ну, вот как я отношусь к ЕГЭ?!)))

21. Как ты оцениваешь с точки зрения экономиста сегодняшнюю ситуацию в экономике нашей страны?

Это второй по популярности вопрос, после вопроса «почему ты решил …»))) И сразу анекдот:
- Слушай, ты можешь понять, что вообще происходит?
- Тебе объяснить?
- Да нет, не надо. Объяснить я и сам могу. Ты ПОНЯТЬ можешь?

Это я к тому, что для меня последние лет семь это один из самый сложных вопросов. Почему? А потому, что, во-первых, как профессионалу мне хотелось бы дать объективную оценку, выработка которой весьма трудоёмка и, во-вторых, я уже не могу смотреть на экономику (тем более в масштабах страны) одномерно – для меня это крайне сложная система, включающая множество внутренних подсистем, взаимодействующих элементов, разнонапраенных процессов. Конечно я могу сейчас начать свой рассказ, но … это выльется в объемный труд. А мы сейчас не про это + вообще мой рассказ и так уже затянулся.

22. Какие перспективы у нашей экономики?

Самые разные  (см. ответ на вопрос № 21)

23. Как ты относишься к коммерческим ВУЗам? Можно ли сказать, что там фактически покупают корочку диплома, а не знания?

Наша текущая научно-образования недосистема заботливыми руками министерства катиться в направлении полной коммерциализации, в том числе и в части предоставления населению образовательных услуг. Вот мы будем покупать корки своим детям или всё-таки знания? Вопрос на самом деле не простой. Тут важно понимать, что после суматохи конца 90-ых, начала 00-ых многие кандидаты и доктора наук фактически покупали свои научные степени. И как тогда эти самые «учёные» будут работать со студентами? Вероятнее всего по принципу линейно-монетизируемого бизнес-процесса. С другой стороны, даже при наличии крайне честных преподавателей, пока сами студенты (или их родители, платящие за них) не начнут относиться к коммерциализации образовательного процесса, как к моменту должной оплаты труда педагогов, то и сами педагоги будут забивать на обстоятельность и строгость, что и будет равносильно продаже корки. В последнее время наблюдается больше понимания со стороны платящих. Во-первых, стоимость за последние два года возросла значительно и в людях стал просыпаться рациональный потребитель и, во-вторых, тот самый перенасыщенный рынок труда уже не может пережёвывать корочных экономистов, нужны знающие люди, а затраты на образование надо отрабатывать … поэтому студенту начинают требовать от нас «отбивать бабло» и прям учить их и не академическим фантазмам)))

24. Что можно посоветовать тем, кто только собирается поступать? На чём заострить внимание?

Хорошо обдумать свой выбор. Не видитесь на моду – в профессии она не уместна. Если вам нравиться вязать, учитесь это делать профессионально, нравится рисовать – растите как художник, конструируете – не останавливайтесь. Даже профессиональный грузчик, дворник и водитель троллейбуса необходимы миру. Если вам ничего не интересно, то … ну лучше было бы, чтоб вы не занимали чужих мест. Однако займёте же … вас таких будет не много, но будет наверняка.

Помнить, что сейчас на дворе не 1985 год, а 2015 год и конкретные знания, умения, навыки которые вы получите, скорее всего будут с вами не на всю вашу жизнь, но без них не понять базовых основ и не познать нового. Будьте готовы учиться всю свою жизнь, таковы современные реалии. А для этого учитесь учиться, а не запоминать.

Ну и да – проводите меньше времени в интернете. Свежий воздух стимулирует работу мозга, а пешая прогулка укрепляет опорно-двигательный аппарат и повышает иммунитет.

25. Если бы у тебя была возможность вернуться назад, ты выбрал бы другую профессию?

Скорее всего – да. Ну, точнее попробовал бы. Сделал бы это я не потому, что данная профессия мне не нравиться, я перегорел и т.п. Нет, нравиться мне это дело и даже очень. Просто, каково быть преподом я уже знаю, хотелось бы попробовать чего-то ещё. Но как мы помним из произведений Станислава Лема, Аркадия Стругацкого, Курта Воннегута и Дмитрия Липскерова – петлю времени со всеми её этими возвратами обмануть невозможно, изменить может быть получается только некоторые детали, а концептуально всё будет, как и прежде. Моя профессия – концепция моего бытия, так что …

26. Ну и напоследок что бы там сам хотел рассказать?

Вообще много чего. Например, про куплю-продажу учёных степеней и влияние этого чудесного процесса на окончательную деградацию отечественной системы образования. Но и я так уже больно сильно расписался, поэтому я обязательно чего-нибудь расскажу, но только это будет уже совсем другая история)))

Добра и мира.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин Орловского государственного университета Волков Алексей.