Найти в Дзене
Tales from Baker street

Кто такой Бертильон и почему ему должны быть благодарны все честные граждане мира

Войны, голод, рост населения, с которыми Европа столкнулась в начале 19 века - все это способствовало увеличению количества преступников, и с ними уже не могли справиться, ни рыцари (которых уже и не было к тому времени), ни стражи, ни народная дружина. Проблема состояла в том, что к началу Нового времени ловить преступников было мало, необходимо было еще и доказывать их причастность к преступлению, а сделать это, не умея собирать доказательства, не зная как это делать, на что обращать внимание и как отличить честного человека от того, кто уже совершал преступление ранее, было почти невозможно. За дело взялся писарь Первого бюро полицейской префектуры Парижа Альфонс Бертильон. Он был сыном врача и ученого, посвятившего всю свою жизнь изучению антропологических особенностей человека. Ко времени поступления на службу Бертильона, французской полиции уже была известна система идентификационных карточек, разработанная Видоком. Видок записывал основные приметы преступников на отдельных карт

Войны, голод, рост населения, с которыми Европа столкнулась в начале 19 века - все это способствовало увеличению количества преступников, и с ними уже не могли справиться, ни рыцари (которых уже и не было к тому времени), ни стражи, ни народная дружина. Проблема состояла в том, что к началу Нового времени ловить преступников было мало, необходимо было еще и доказывать их причастность к преступлению, а сделать это, не умея собирать доказательства, не зная как это делать, на что обращать внимание и как отличить честного человека от того, кто уже совершал преступление ранее, было почти невозможно.

За дело взялся писарь Первого бюро полицейской префектуры Парижа Альфонс Бертильон. Он был сыном врача и ученого, посвятившего всю свою жизнь изучению антропологических особенностей человека. Ко времени поступления на службу Бертильона, французской полиции уже была известна система идентификационных карточек, разработанная Видоком. Видок записывал основные приметы преступников на отдельных карточках. Но работая с карточками, Бертильон все чаще сталкивался с тем, что представленное на них описание конкретного человека было не полным.

Преступники часто отказывались называть свое настоящее имя, возраст. место проживания (возможность идентифицировать их таким образом отпадала). В карточках, составленных сотрудниками Видока, еще в 20 -х гг. был порядок, но пришедшие ему на смену в полиции люди не особо заботились о точности. Так в карточках (личных делах) преступников вместо конкретного описания человека часто значилось "высокий", "толстый", "худой", "блондин". Преступник мог потолстеть или перекраситься и вот полицейский уже не мог призвать его к ответственности, поскольку не находил по приметам, содержащимся в карточкам. Кроме того, карточек было так много, около 90 тыс., что выявить среди них описание преступника было просто нереально, на это уходили дни и недели.

Примерно так выглядела карточка с заполненными антропоморфными данными
Примерно так выглядела карточка с заполненными антропоморфными данными

Бертильон предложил другой метод идентификации - по антропологическим данным (ширина плеч, длина рук, точный рост, объем головы). Бертильон изучал форму носа, ушей, плеч преступников, запросил у начальства разрешение измерять поступающих в распоряжение полиции людей. Ему удалось выяснить, что отдельные части тела могут совпадать по размеру, но 5-6 частей различаются. Если измерять их, то удастся сразу же выяснить, попался ли в сети полиции преступник, которого уже задерживали за подобное преступление или же человека не привлекали ранее к ответственности.

Бертильон предлагал замерять длину и объем головы, плеч, рук, носа и вносить эти измерения в карточки, систематизировав их в соответствии с измеряемыми параметрами. Таким образом 90 тыс. карточек разделялось на 10, 5 и даже 1-2 тыс. Это облегчало поиск.

Метод Бертильона был плохо принят начальством. Во многом из-за того, что разработчик его был не уверен в себе, не умел правильно изложить свои мысли. Но с 1880-х гг. начальство признало метод Бертильона действенным, опыт его переняли в других странах.

На самом деле у идентификации человека по антропоморфным данным были огромные минусы. Так удавалось выяснить всего лишь то, был ли человек ранее привлечен к ответственности, но не доказать его вину. Если человек совершал преступление впервые, его в картотеке Бертильона не было и соответственно полиция, даже измеряя его рост, объем головы, не могла арестовать его, если не было необходимых свидетельств.

В чем же заслуга Бертильона?

Понимая, что метод Бертильона не совершенен, десятки ученых, работников полиции по всему миру, принялись его усовершенствовать или искать собственные пути идентификации преступников, идеальные способы доказательства вины подозреваемого.

Сам того не зная, Бертильон способствовал том, что очень скоро, буквально в пределах одного десятилетия возникла идея о необходимости не только записывать на карточки внешние данные преступников, но и снимать отпечатки пальцев и таким образом доказывать вину подозреваемого, на которого ранее не была заведена карточка.

Без Бертильона и шума, поднятого вокруг его метода, подобное стало бы возможным, но еще не скоро. Бертильон показал, что можно и нужно искать более эффективные методы борьбы с преступностью.

Если интересно, ставь лайк и подписывайся на канал!