Найти тему
Александр Хлупин

Дядя Ваня, как отображение русской тоски

31 октября побывал в Государственном академическом театре им. Е.Б. Вахтангова на спектакле режиссёра Римаса Туминаса "Дядя Ваня" по одноимённой пьесе А. П. Чехова.

Легендарный театр был образован в 1913 году как Студенческая драматическая студия, руководил которой Евгений Вахтангов. Официальной датой открытия 3-й студии МХАТ считается 13 ноября 1921 года, в этот день был показан спектакль «Чудо святого Антония». В 1926-м студия была переименована в Театр имени Евгения Вахтангова — в честь его основателя и первого руководителя. В 1956 году театру присвоен статус академического. С 2007-го руководителем театра является Римас Туминас.

-2

Без преувеличения театр им. Вахтангова можно назвать одним из самых красивых в столице. Это касается, как самого здания, так и внутреннего убранства. В театре имеется своё музейное пространство, где можно увидеть афиши исторических спектаклей, артистические костюмы и старинную мебель. Кроме того, в витринах представлены личные вещи культовых актёров, в разное время выходивших на эту сцену.

-3

Тот же Евгений Вахтангов сказал о том, что театр - это праздник. И сегодня придя в театр его имени ощущение радости и прикосновения к чему-то чудесному начинается уже со знакомства с внутренним убранством.

В 1889 году Чехов закончил пьесу «Леший» (комедия в 4 действиях), опубликованную в 1890-м, которая была впоследствии, после написания «Чайки», переделана им в пьесу «Дядя Ваня».

В первоначальном варианте («Леший») поставлена 27 декабря 1889 года в столичном театре М.М. Абрамовой. С тех пор "Дядя Ваня" не сходит со сцены драматических театров не только России, но и всего мира.

Этой осенью исполнилось десять лет с момента премьеры спектакля Туминаса. Он является лауреатом многих театральных премий, в частности, "Хрустальная Турандот", "Гвоздь сезона" и "Золотая маска".

-4

Действие спектакля происходит в усадьбе первой жены профессора Серебрякова (Юрий Шлыков), где он вынужден жить, не имея достаточных средств для достойной жизни. Много лет за усадьбой присматривает Иван Петрович Войницкий (Сергей Маковецкий), брат покойной супруги профессора, занимающийся всеми хозяйственными вопросами. Помогает ему племянница Соня (Мария Бердинских), дочь Серебрякова от первого брака. Кроме того, в имении проживают обедневший помещик Илья Ильич Телегин по прозвищу "Вафля" (Юрий Красков), старая няня Марина (Любовь Корнева) и Мария Васильевна Войницкая , мать Ивана Петровича (Людмила Максакова) и покойной супруги профессора.

Серебряков женат вторым браком на молодой и красивой женщине, Елене Андреевне (Анна Дубровская). Отношения между нею и Соней весьма натянуты. Дочь профессора подозревает мачеху в браке по расчёту.

Профессора Серебрякова мучают приступы подагры. Для его лечения в имение приезжает доктор Михаил Львович Астров (Владимир Вдовиченков).

Дядя Ваня завидует профессору, не хочет признать его учёность, хотя в прошлом боготворил его. Под давлением матери, которая восхищается своим учёным зятем и обожает его, Иван Петрович вместе с ней ночами переводил для него статьи и трудился, отказывая себе во всём, чтобы высылать Серебрякову как можно больше денег. Дядя Ваня безответно влюблён в Елену Андреевну. Она всё время отвергает Войницкого, хотя ей льстит внимание.

В какой-то момент Елена Андреевна и Соня мирятся. Падчерица признаётся в том, что на протяжении многих лет любит доктора, но тот словно бы не замечает чувств девушки. Елена Андреевна предлагает падчерице деликатно поговорить с Астровым о чувствах Сони, но если он безразличен к ней, попросить уехать из имения и не возвращаться, дабы не терзать сердце девушки. Во время последовавшего разговора Астров сообщает Елене Андреевне, что он уважает Соню как друга, но на серьёзные чувства уже не способен. Его куда больше волнует беспорядочная вырубка лесов и исчезновение животных. Астров предлагает Елене Андреевне тайно закрутить роман и осыпает её поцелуями. За этим их застаёт Иван Петрович, нёсший Елене Андреевне цветы в знак примирения. Этот факт ещё сильнее расшатывает и без того нестабильное эмоциональное состояние Войницкого. В итоге дядя Ваня и Соня остаются в усадьбе одни, решив посвятить свою жизнь хозяйственной работе и надеясь на обретение счастья когда-нибудь потом, в ином мире.

Не могу отнести данное произведение Антона Павловича к числу своих любимых. Тоски и безысходности в нём с избытком. Хотя понятно, что Чехов брал типажи персонажей и описываемые ситуации из реальной жизни. И от осознания данного факта становится тоскливее вдвойне. По сути это история о разрушенных надеждах, безответных чувствах и неудовлетворённости жизнью. Каждый из героев пьесы несчастен по своему. Серебряков несчастен от своей старости и невозможности профессионально заниматься любимым делом. Елена от необходимости жить со старым мужем и непонимания того, что же ей в конечном счёте нужно. А от безответной любви страдают сразу трое - Соня, Астров и дядя Ваня. Двое последних ещё и от общей нереализованности.

Но в вариации Туминаса произведение заиграло новыми красками. Ироничные, а также откровенно смешные эпизоды несколько разбавили драматический сюжет. Минимализм в декорациях, широко задействованная игра тени и света, музыкальная насыщенность и визуальные отступления - всё это давно стало визитной карточкой режиссёрских решений худрука театра. Затронутые в произведении вопросы, как личностные, так и социальные, актуальны для нашей страны и сегодня. На то она и классика!

-5

Необходимо отметить блистательную игру актёров, особенно Сергея Маковецкого, Владимира Вдовиченкова и Юрия Шлыкова. Браво!!!