Серые волки – идеальные охотники. Крупнейшие среди псовых. Развивают скорость до 60 км/час. За сутки легко проходят 30-40 км. Во время бега стелются над землёй, как бы летят. Играючи дробят самые большие кости.
Однако не стоит думать, что волки – это лишь прямолинейная агрессия. За мощными лапами и острыми клыками скрывается высокий интеллект.
Встреча не всегда заканчивается кровью. Доказано, что человек даже может влиться в стаю. Некоторым ученым удавалось наладить контакт. Волки кормили их, а те – учили волчат охотиться.
Хотя таких случаев – единицы. И каждый требует как титанической научной подготовки, так и чего-то более необъяснимого – чутья, способности «общаться с животным».
Нервный волк
Тарзан с детства был беспокойным. Всего боялся. Звуков, незнакомых форм, резких движений. Когда пугался – прыгал на несколько метров вверх. Поэтому так и назвали.
Сначала волка поместили в карантин. Чтобы наладить контакт, его стали кормить из рук. Не из щипцов, а с ладони, повернутой к прутьям. Так Тарзан не мог укусить, одновременно чувствуя близость человека. Постепенно преодолел страх, стал охотнее подходить к сотрудникам.
Отчасти приспособится к новому месту помогла Рада – волчица, приехавшая с Тарзаном. Она старше на два года и гораздо спокойнее. Звери жили в соседних вольерах на ветпункте. Виделись каждый день, привыкли к запаху, общались.
Как-то Тарзана что-то очень испугало. Сильнее обычного. Он спрятался в домик и не выходил два дня. Сотрудники впустили к нему Раду – пусть разберется. Та обошла вольер, равнодушно посмотрела в домик, потом снова погуляла. А затем еще раз заглянула и вильнула хвостом. Тарзан вышел. После этого волки стали жить вместе.
Только Тарзан освоился на ветпункте – карантин закончился. Волков переместили в открытый вольер на Фауне России. И тут начались настоящие сложности.
Наедине с толпой
Незнакомая территория. Масса посетителей. Вокруг стройка. Тарзан так переживал, что отказывался заходить в незнакомые внутренние помещения. Прятался под деревьями. А значит: уличный вольер нельзя ремонтировать и убирать.
Стало ясно, что нужно срочно что-то делать. Тарзан должен был привыкнуть к людям и шуму. Найти источники уверенности в себе.
И это получилось. Как – трудно описать детально. Одно можно сказать точно – это была не дрессировка, а договоренность. Особенно учитывая, что волков нельзя «купить» лакомством. Они могут легко голодать несколько дней.
Беззвучный диалог
Когда Тарзан гулял, кто-то из знакомых киперов всегда сидел неподалеку на лавочке. Волк видел – и успокаивался.
Постепенно Тарзан стал заходить внутрь по знаку доверенного сотрудника. Если волк медлил, то человек облокачивался на ограду и пристально смотрел на зверя. Тогда Тарзан начинал нервничать – и в результате направлялся во внутренние помещения.
Постепенно Тарзан стал увереннее. Раньше часто поджимал хвост. Теперь узнает многих сотрудников, которые с ним не работают. Приветствует их, затевает игры – скрадывает, гоняется на своем берегу рва. Только не любит, когда шума слишком много – уходит отдохнуть во внутреннее помещение.
Однако осмелевший Тарзан часто ведет себя как взбалмошный ребенок.
Волчьи игры
Например, он врывается к Раде – когда та проходит ветеринарные тренинги с кипером: осмотр лап, приучение к анализам и прочее. Тарзан обожает внезапно забегать – и играючи мешать. К примеру, захватывать голову Рады своей огромной пастью. Привыкшая волчица не протестует – просто ждет, когда ее друг уйдет.
У Рады свое чувство юмора. Подчас поймает утку или возьмет в пасть полено – и бегает за Тарзаном. Тот в ужасе удирает, боится всего непривычного. По неофициальному мнению киперов, волчицу это очень радует.
Так они и живут. Тарзан со временем все увереннее в себе. Рада исполняет роль «старшей сестры» – подает пример адекватности, иногда усмиряет, иногда веселит.
А главное – всегда рядом доверенные люди. Киперы – якоря спокойствия нашего волка.
Подписывайтесь – и открывайте тайны Зоопарка каждый день!
Фото: Лариса Кибардина, Наталья Назарова, Надежда Май, Александр Сашин, Gary Wilson แกรี่ วิลสัน, The Wasp Factory