Все автомобилисты знакомы с принципами обязательного страхования автогражданской ответственности - страховая компания возмещает ущерб пострадавшему, тем самым освобождая виновника от ответственности (если ущерб не превышает максимальной страховой выплаты). Однако, существуют и "подводные камни", которые зачастую становятся полной неожиданностью для виновников ДТП. Один из них - право регрессного требования.
Начнем с одного из ярких примеров.
С одним из моих знакомых, назовем его Виктор, произошла очень неприятная ситуация. Началось все с того, что он попал в небольшое ДТП. Причина банальна - не соблюдал дистанцию и прозевал торможение впереди идущего автомобиля. Ситуация типичная.
С определением виновника никаких вопросов не возникло, все и так понятно. Решили не вызывать ГИБДД, а оформили на месте европротокол. Через день Виктор как и положено уведомил свою страховую компанию о случившемся, лично посетив офис страховой компании. После чего с чистой совестью решил сразу же приступить к ремонту автомобиля.
Повреждения были не критичны: под замену фара, передний бампер и капот, так-же небольшая рихтовка крыла и мелкие скрытые повреждения. Запчасти были в наличии на ближайшем авторынке, да и знакомые кузовщики как раз сдали очередной заказ и сидели без работы. Спустя пару дней уже ничто не напоминало о случившемся ДТП.
А еще через пару дней Виктор получил заказное письмо из страховой компании с требованием предоставить автомобиль на осмотр. С этим он так же не стал затягивать. Явился на осмотр, специалисты страховой компании осмотрели автомобиль, сделали несколько фотографий и дали подписать пару документов с результатами осмотра.
Казалось бы, на этом история должна и закончится, но через две недели Виктор получил очередное заказное письмо из своей страховой компании, в котором было указано, что ему надлежит в течение 20 дней выплатить страховой компании убытки понесенные в связи с выплатой пострадавшему, иначе дело передадут в суд.
В чем же причина такого требования?
По закону, страховая компания имеет право компенсировать убытки связанные с выплатой пострадавшему за счет виновника ДТП. Под убытками подразумевается полная сумма выплаченная пострадавшему + затраты компании на осуществление выплаты + стоимость экспертизы. Это называется регрессным требованием.
Право регрессного требования появляется у компании при нарушении застрахованным лицом определенных условий договора. Одно из таких условий Виктор и нарушил. А конкретно - начал ремонт своего автомобиля раньше, чем через 15 дней после ДТП, что указано в первом пункте 14 статьи Федерального Закона об ОСАГО.
Как не попасть в такую ловушку?
Для этого нужно изучить все условия при которых страховая компания получает право регрессного требования к виновнику ДТП:
- Если был причинен вред здоровью потерпевшего в следствии умысла виновника ДТП
- Если виновник ДТП находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо употребил алкогольные или наркотические вещества после совершения ДТП, либо отказался от прохождения медицинского освидетельствования.
- Если виновник не имел права на управления транспортным средством.
- Если виновник скрылся с места ДТП.
- Если виновник не был вписан в полис ОСАГО как лицо допущенное к управлению.
- Если ДТП было совершено в период не предусмотренный полисом ОСАГО
- Если виновник не предоставил автомобиль на экспертизу, и (или) начал ремонт до истечения 15 календарных дней с момента ДТП, в случае, если ДТП было оформлено без участия сотрудников ГИБДД.
- Если на момент наступления ДТП была просрочена диагностическая карта транспортного средства являющегося легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем
- Если виновник предоставил неверные данные при оформлении полиса ОСАГО.
- Если ДТП было совершено на автомобиле с прицепом, при условии что в договоре ОСАГО не указано, что автомобиль может использоваться с прицепом.
Ранее, страховая компания имела право регрессного требования в случае, если виновник ДТП оформленного без участия сотрудников ГИБДД не уведомил страховую компанию в течение 5 дней с момента ДТП. Но к счастью, это требование убрали 1 мая 2019 года.
В случае, если нарушения все же допущены, не стоит обольщаться, если покажется, что страховая компания о вас забыла. Срок исковой давности по регрессному требованию - 3 года с момента выплаты пострадавшему (согласно 2 части статьи 966 Гражданского кодекса РФ).
Помните! Страховая компания никогда не упустит шанса компенсировать свои убытки. Единственный шанс избежать регресса - это недопущение описанных выше нарушений.
Если статья оказалась для Вас полезной, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.