Найти в Дзене

Как построить велогенератор просто и быстро?

«Пока другие думают — делай», — гласит народная мудрость. Действительно, пока ты «телишься», тебя могут обойти конкуренты.
И это я сказал не просто так, а всерьёз заморочившись установкой генератора на свой велосипед. Просто купил крепёж, движок — и пошло-поехало.
Двигатель я нашёл на радиорынке в Ростове-на-Дону — возле «телецентровской» горки, на ул. Кручинина, 20. Спрашивал у каждого из старьёвщиков, у кого видел двигатели:
— Нужен двигатель, который не только потребляет ток, но и выдаёт его, когда крутишь. — О цели установки сказал сразу: — Мне на ветряк нужно, конструкцию поставил, подбираю мотор. Мощность — порядка пары десятков ватт, чтобы планшет и смартфон зарядить, когда нет света, такова задача.
Продавцы предлагали порыться в их ассортименте, но я уже знал, что главное — габариты. Если движок с гулькин нос, толку от него будет немного — не больше, чем от «карманной солнечной зарядки» с AliExpress или DNS. В конце концов в дальнем закутке отыскался чувак, предложивший японский коллекторный двигатель 2006 г. выпуска от какой-то дрели старого образца, работавшей от постоянного тока на 24 вольта. А вот шаговых моторов я не нашёл, увы — были другие, но с обмоткой возбуждения, вроде тех, что ставят на машины — а не с выработкой от вращения магнитов.
— Если тебе нужно крутить вручную и вырабатывать ток, — сказал этот продавец, — то попробуй щёточный. У меня он валяется 11 лет, стоил в своё время 3000 р. — забирай почти даром, он никому не нужен.
Вхолостую движок выдавал 4 вольта — при вращении от руки, без редукторов и велосипеда. На практике же всё оказалось куда более драматичнее: раскрутить его без колеса велосипеда оказалось невозможным — напряжение упало до 1,5-2 вольт, а PowerBank’у нужно 5…5,5 вольт со стабильным амперажем. Потребовался бы импульсный повышающий конвертер, DC-DC, как его называют на AliExpress, вроде тех, что стоят в «зарядках от батарейки», но он также «съел» бы свои 10-30% мощности.
Крепление я серьёзно доработал: надёжно удержать его на вилке велосипеда помогли сантехнические хомуты для канализационных труб — под диаметр корпуса движка и трубы вилки, — а до этого я в основном крутил на стоянках и привалах, прижав обточенный до абсолютной круглизны каблук, надетый на вал мотора, к покрышке заднего колеса. Хомуты и болты есть в любом хоз- или строймаге; по сравнению с китайской бутафорией «бутылочных» и цепных генераторов конструкция вышла по-настоящему надёжной и долговечной.
Теперь установка работает стабильно, выдаёт свои пять вольт, ампераж — 0,7 ампер на короткое замыкание. Это в десятки раз лучше, чем бутафорские солнечные панели на всё тех же PowerBank, выдающие 2-25 миллиампер на всё то же КЗ. Не зря эликтрификация во всём мире началась именно с мотор-генераторов (динамо-машин), связанных через вал с гидро- или паровыми турбинами.
Аккумулятор PowerBank’а заряжается ровно на столько, чтобы с учётом потерь на выходной USB-контроллер и сам заряжающийся смартфон 2-амперная батарейка последнего зарядилась на 100% за столько же километров пути на скорости 20-25 км/ч. В качестве «подопытных кролей» — внешняя батарея Hiper SP-20000 и смартфон Samsung Galaxy J1(20F).
Значительное повышение эффективности «динамо» возлагается именно на переменный двигатель, например, шаговый, использующийся почти в любой современной технике — от приводов HDD-накопителей и 3D-принтеров до станков с ЧПУ.

Не моё. Но похожее сделал вскоре
Не моё. Но похожее сделал вскоре

Вывод: повесить «самопал» на основе движка размером с кулак — куда более реальное решение, чем солнечная панель, по площади равная 10 планшетам.
Результаты оказались удовлетворительными.

Смонтированный велогенератор перед испытаниями
Переделка PowerBank Hiper SP-20000 под только что смонтированный генератор: выводим провода
Подзаряд полностью разряженного PowerBank в первых реальных испытаниях
Продолжаем замерять напряжение на батарее PowerBank при подзаряде в движении: аккумулятор почти полностью заряжен. Считаем эффективную максимальную скорость
Кто неравнодушен — повторюсь: ставьте себе похожие штуки! Отличной вам дороги — и не остаться с «севшим» гаджетом вдали от городов на пустынной дороге! Без постоя розетку на 220 вольт вам никто не даст!