Найти тему
Бедный историк

В средневековье обсуждался вопрос о существовании у женщины души?

Оглавление

Казалось бы, давным-давно развенчан миф о том, что будто бы на Вселенском церковном соборе в средневековье обсуждался вопрос о том, человек ли женщина, и есть ли у нее душа.

Но всё равно упоминания об этом мифическом соборе, где заседали церковники-женоненавистники, встречаются не только в желтой прессе и блогах, но и в отдельных научных статьях.

Попробуем разобраться, откуда этот миф и почему он оказался таким живучим.

Ганс Мемлинг, Портрет Марии Портинари, ок. 1470
Ганс Мемлинг, Портрет Марии Портинари, ок. 1470

Истоки мифа

Обычно по интернету гуляют вот такие 2 отрывка:

Первый:

«На 3 Вселенском соборе в 431 г. долго спорили – есть ли у женщины душа или нет. После жарких дискуссий перешли к голосованию и большинством всего в один голос признали, что женщина тоже полноценный человек . Сейчас это может показаться смешным, однако смешного здесь мало. По христианству, женщина – существо неполноценное и по поводу существования у нее души нигде явно не сказано».

Второй:

«Маконский собор спорил в VI столетии о том, есть ли у женщины душа, и решил этот вопрос утвердительно большинством в один голос».
Портрет женщины с Крылатые Бонне, Рогира ван дер Вейдена, ок. 1430
Портрет женщины с Крылатые Бонне, Рогира ван дер Вейдена, ок. 1430

Первый отрывок взят из псевдонаучной книги (опубликованной в 1999 г.), в которой помимо общего ложного посыла еще и искажаются исторические факты. В 431 г. действительно проходил III Вселенский собор (в Эфесе), но вопрос о том, имеется ли у женщины душа, там вообще не поднимался.

Второй отрывок – цитата из книги «женщина и социализм» Августа Бебеля – немецкого последователя К. Маркса, основателя СДПГ.

На Маконском (общефранкском) соборе, на который ссылается А. Бебель, действительно один из епископов спросил, можно ли называть женщину человеком (но, опять-таки, вопроса о душе не было).

Об этом эпизоде рассказывает Григорий Турский в своей знаменитой "Истории франков" (VI в.). Один из епископов встал и спросил, можно ли называть женщину человеком, имея в виду можно ли использовать термин "Homo" по отношению к женщине или нужно использовать какое-то другое слово. На это ему ответили, что, конечно, можно. И сослались на текст Библии, где говорится, что Бог сотворил человека, называя так мужчину и женщину.

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Портрет богатой женщины. 1465 г.
Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Портрет богатой женщины. 1465 г.

Откуда взялся вопрос о том, имеет ли женщина душу?

Полемика на эту тему восходит к XVII в. Интересно об этом написано в книге у Константина Душенко «История знаменитых цитат». В частности, в ней упоминается немецкий пастор И. Лейзер, который ссылается на Маконский собор как на доказательство неполноценности женщин.

При этом нужно выделить 2 направления общественной мысли, которые начали оформляться в это время:

  1. Антиклерикальные настроения.
  2. Зарождение зачатков феминизма.

И в 1-м, и во 2-м случае, миф о диком средневековом соборе, на котором дремучие схоласты решали в уничижительном ключе вопрос о женщине, пришелся как нельзя более кстати. Он был растиражирован и взят на вооружение и критиками христианской церкви, и борцами за права женщин.

К тому же нужно понимать, что в эпоху Нового Времени практически всё, что ассоциировалось со Средними Веками, стало считаться синонимом невежества и мракобесия, поэтому миф о женоненавистническом соборе лег на благодатную почву.

В первой четверти XXI в. вновь из копилки старых сказок был извлечен этот старый миф, который существует как минимум 3 столетия. И вряд ли выход этой статьи способен остановить его распространение.

#средневековье #история #исторические факты