Деструктивные инновации указывают на ситуации, в которых новые организации могут использовать относительно простые, удобные и недорогие и конкурентоспособные технологии для обеспечения экономического роста.
Согласно теории, существующие компании с высокой вероятностью превзойдут новых конкурентов, когда речь идет о внедрении новых технологий.
Однако устоявшиеся компании почти всегда проигрывают участникам рынка, вооруженным революционными разработками.
Два типа деструктивных инноваций
Устойчивые инновации - это то, что движет компаниями по установленным траекториям совершенствования.
Это улучшение существующих продуктов или параметров, которые исторически ценились клиентами. Самолеты, летающие дальше, компьютеры, которые работают быстрее, и аккумуляторы сотовых телефонов, которые служат дольше - все это примеры устойчивых инноваций.
Разрушительные инновации вводят новое ценностное предложение. Они либо создают новые рынки, либо преобразуют существующие.
Christensen определяет два типа деструктивных инноваций:
- Деструктивные инновации низкого уровня могут возникать, когда существующие продукты и услуги "слишком хороши" и, следовательно, завышены по сравнению со стоимостью. Сталелитейный мини-завод Nucor, дисконтный розничный магазин Wal-Mart и бизнес-модель Dell Directto-customer - все это были деструктивными инновациями низкого класса.
- Инновации, дестабилизирующие новый рынок, могут возникать, когда характеристики существующих продуктов ограничивают число потенциальных потребителей или вынуждают потребление проходить в неудобных, централизованных условиях. Транзисторная радиостанция Sony, телефон Bell, ПК Apple и онлайн-площадка eBay - все это привело к новым деструктивным инновациям на рынке. Они создали условия для нового роста, облегчив людям задачу, которая ранее требовала глубоких знаний и опыта.
Облачные вычисления
Корпоративные решения на базе облачных вычислений соответствуют концепции революционных инноваций Christensen. Они предлагают более дешевые, простые и часто более широко применяемые альтернативы традиционным моделям корпоративных вычислений.
Они, как правило, изначально создаются как дезорганизующие устройства низкого класса, приносящие преимущества с точки зрения затрат и производительности, но по мере развития этих технологий в плане их надежности и сложности, они распространяются по всем организациям и решают одни из самых сложных задач.
В 1990-е годы индустрия корпоративного программного обеспечения пережила потрясения, когда клиент-серверная модель вытеснила центральный компьютер.
Этот новый (а теперь уже старый) стандарт представляет собой большой сдвиг в стоимости, поскольку приложения теперь могут быть гораздо более мощными и современными с использованием стандартов ПК, данные могут быть централизованы, и все будет работать с меньшими затратами по сравнению с мэйнфреймами.
Распространение технологий через Интернет не дает нынешним лидерам рынка никаких преимуществ, к которым стартап не имеет доступа, т.е. обслуживание сети осуществляется демократическим путем, в то время как в прошлом программное обеспечение обычно предоставлялось через партнеров или посредников с наиболее многочисленными сотрудниками отдела продаж.
Облачные сервисы с большой скоростью захватывают мир. Многие из них сегодня несколько подрывают работу персонала, переходя в категорию "достаточно хороших", схемы поставки продукции становятся более эффективными, а клиенты получают более качественные услуги.