Найти тему
Назад в прошлое

Кто такие женщины-воины?

Оглавление

Норвежская мифология полна красочных божеств - от одноглазого бога Одина, до его сына с молотом, бога грома Тора . Они были неотъемлемой частью старонорвежской религии язычества, которая была перемещена в Скандинавию, с приходом христианства, к концу XII века . Однако из них было только одно языческое божество, популярность которого после христианизации продолжала расти и это была Фрейя. Норвежские женщины были преданы ей, несмотря на попытки христиан искоренить ее.

https://ua.news/wp-content/uploads/2019/02/lagertha.jpg
https://ua.news/wp-content/uploads/2019/02/lagertha.jpg

Фрейя - богиня сексуальности, плодородия, магии, войны и смерти, изображенная в норвежской мифологии как сильное и независимое божество. Большая часть информации о Фрейе приходит из исландских саг 13 века, наиболее заметных в прозе Эдды Снорри Стурлусона, который называет ее "самой известной из богинь".

Если и есть что-то, в чем можно быть уверенным, так это в том, что Фрейя определенно была богиней, с которой не нужно было связываться. Когда гигант Трим украл молот Тора, он согласился вернуть его, при условии, что Фрейя будет отдана ему в качестве жены.

Пока Тор и другие боги были готовы уступить этим требованиям, Фрейя была возмущенна и отказалась сотрудничать. В результате Тор был вынужден переодеться в женщину, выдавая себя за Фрейю. Ему нужно было обмануть Трима, чтобы вернуть молот.

Условия бракосочетания

Возможность Фрейи отказываться от браков, отражало реальную жизненную ситуацию норвежских женщин. Несмотря на образ суровых и могущественных мужчин, норвежских женщин не удавалось принудить к вступлению в брак против их воли. Брак рассматривался как соглашение между семьями для создания социальных союзов друг с другом, а не как институт любви. Родственник-мужчина, обычно отец или брат, представлял невесту во время брачных переговоров.

Счастливый брак это интерес каждого, так как он являлся финансовым вложением. Семья женщины получала компенсацию, известную как "выкуп за невесту". Удивительно, но развод был относительно легким делом для викингов, как для мужчин, так и для женщин. Жены имеют те же права на расторжение брака, как и их мужья, и зачастую именно они инициировали развод. Женщина могла потребовать развода, если она поймает своего мужа в женской одежде, а он мог развестись с ней, если она носит мужскую одежду. В некоторых случаях брак мог быть расторгнут, если жена и муж не спали вместе в течение трех лет или просто потому, что пара была несчастлива вместе.

По сравнению с современным судебным разбирательством, норвежские пары просто должны были изложить свои причины в присутствии свидетелей, прежде чем это официально подтверждалось.

Несмотря на большую свободу в вопросах брака, роль норвежской женщины заключалась главным образом в ведении домашнего хозяйства, особенно в случае отсутствия мужа. Даже в тех случаях, когда женщина обладала той или иной формой политической власти, она все равно несла ответственность за управление домом.

Для вдов, особенно имеющих высокий статус, ситуация была несколько иная.

Эти женщины имели право выходить замуж за того, за кого они хотели и могли распределять свое богатство так, как сочтут нужным. Нередко вдовы-аристократки имели возможность содержать себя, поскольку женщины имели право наследовать имущество и землю. Женщина, которая была хозяйкой собственного имущества или владела имением, была известна как "хозяйка дома".

Вера в то, что женщины принимали участие в многочисленных посвящённых им ритуалах плодородия, сохранилась и после принятия христианства. Очень трудно освоить процесс языческого поклонения из-за отсутствия современных источников, доступных сегодня. Действительно, есть саги, где большая часть информации о норвежской мифологии берет свое начало, но они были написаны в 13 веке, примерно через 200 лет после обращения в христианство, и по большей части неточны.

Это также создает еще одну проблему, поскольку мужчины, написавшие саги, не обращали особого внимания на тему женского поклонения.

Так откуда знать, что норвежские женщины продолжали поклоняться Фрейе после упадка язычества?

Есть несколько мест, особенно в Швеции, которые, имеют названия, происходящие от Фрейи. Выбор имен в ее честь свидетельствует о непреходящем значении богини для норвежского общества и норвежских женщин как божества плодородия.

Поклонение Фрейе противоречило христианству. Она была не только напоминанием о язычестве, но и ее сексуально активная репутация противоречила христианскому идеалу целомудренной женщины.

Говорили, что Фрейя любит любовную поэзию, в результате чего, она стала незаконной. Удивительно, что большинство норвежских женщин приняли христианство, несмотря на его патриархальное угнетение.

Норвежским женщинам христианство, на самом деле, предложило несколько привлекательных вариантов, которые язычество не могло себе позволить.

Причины принятия христианства

По некоторым причинам, не обнаружено останков женщин, относящихся к эпохе викингов, за исключением Бирки (Швеция), где число захоронений женщин превышает число захоронений мужчин.

Еще одной причиной, по которой женщины так легко приняли христианство, было обещание дать им лучшую жизнь после смерти. Валгалла, зал Одина, был недоступен для женщин после смерти, так как был местом для тех, кто погиб в бою.

Нет никаких указаний на то, куда должны были попасть норвежские женщины после смерти. Однако, проходя мимо их могил, которые обычно были похоронены с драгоценностями и бытовыми инструментами, можно предположить, что они действительно ожидали попасть в загробную жизнь. У них оставался только один вариант - царство Хелла.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Хел был мрачным и угнетающим местом, не совсем тем местом, о котором мечтали женщины, для загробной жизни. Неудивительно, что женщины обратились к христианству в надежде, что однажды им удастся достичь чего-то лучшего.

Говоря о загробной жизни, интересно отметить, что Фрейя была божеством стереотипно женских атрибутов, но она также сыграла ключевую роль в качестве богини войны и смерти. Как сказано в эддических стихах, она должна была выбрать половину воинов, погибших в бою, чтобы войти в свой зал, Сессрумнир, на поле Фольквангра.

Судя по Саге Эгиля, предполагалось, что женщины верили, что они могут присоединиться к Фрейе в загробной жизни. Учитывая имеющиеся доказательства, предполагается, что погибшие в бою попадали в залы Фрейи и Один, а все остальные шли к Хэлу.

Заключение

Если верить сагам, несмотря на преимущества для женщин, принявших христианство, их преданность Фрейе продолжалась. Говорили, что из всех норвежских богов, Фрейя стала последним живым божеством после смерти брата. Она продолжала совершать жертвоприношения, повышая свою популярность среди верующих.

По мере того, как христианство усиливало свой контроль над Скандинавией, Фрейя постепенно ассимилировалась в скандинавский фольклор. Хотя роль норвежских женщин в обществе и религии изменилась с исчезновением язычества, похоже, что все еще оставалось некоторое внимание к традиционной мифологии и поклонению богине плодородия.