Найти в Дзене
магнифаер

Фильмы Аронофски как психологическая манипуляция

— Я испытала…

— Что?
— … Cовершенство. Я постигла его.

Сегодня в эфире Даррен Аронофски с его тревожностью и психологическим давлением.

Каждый второй сегодня называет себя любителем и обожателем кино. От таких людей я мало чем отличаюсь, разве что у меня есть возможность излить свою любовь в письменном виде, чем и воспользуюсь. Кино снимают каждый день, и даже самый заядлый киноман не может похвастать тем, что видел “всё”. Я видела многое. Эта статья — мнение чистой воды, с ним можно согласиться или нет, к нему можно прислушаться или послать. Но, как и любое другое, оно имеет право на существование.

Даррен Аронофски известен своим умением вводить зрителя в различные психологические состояния: тревога, уныние, мысли о смерти, паника и много чего ещё. Каждое из этих настроений достигается посредством филигранного чутья Аронофски, пониманием того, куда и как именно поставить нужный кусочек пазла. Моменты ужасов с резким появлением героев, но без скримеров. Психологический триллер с введением зрителя в запутанную историю без объяснения предполагаемых обстоятельств. Фантастика в его фильмах раскрывается через образы и метафоричные сцены. В эти трое жанров вплетаются ещё и истории любви, взаимоотношений героев, теории об устройстве Вселенной и даже немного политики.

Наверное, самым логичным для раскрытия таланта Даррена было бы взять три его картины, снятые почти с десятилетним перерывом каждая. Речь пойдёт о фильмах “Реквием по мечте”, “Чёрный лебедь” и, конечно, “Мама!”. Три самые известные его работы для широкой публики. В эпиграф к статье неспроста вынесена заключительная фраза из фильма “Чёрный лебедь”. В каждом из трёх шедевров (напоминаю, моё мнение) суть заключается в достижении совершенства и объединении разных сторон личности в одну.

Сын, бойфренд, друг, наркоман

Дочь, танцовщица, прилежная ученица, демон

Мать, терпеливая хозяйка, любящая жена, зверь

Очень сложно не сравнивать одни фильмы с другими, поэтому не буду себя сдерживать. В пятой части незабвенного Гарри Поттера говорится: “...Мир не разделён на хороших и плохих. В каждом есть и светлая, и тёмная сторона. Главное в том, какую ты выбрал сторону. Это определяет всё.” И надо сказать, Сириус здесь как будто раскрывает всю главную суть фильмов Даррена Аронофски. В каждом из главных героев его фильмов (читай — в каждом из нас) скрыто очень много и от светлой, и от тёмной стороны. Больше не нужно снимать при помощи монтажа ангела и демона на плечах — ведь в фильмах Аронофски и так каждый раз очевидно, что руководит героем. А если непонятно сейчас, то станет понятно в следующей сцене. Или в конце — как повезёт.

Одно из достоинств этих работ заключается в том, что зрителю рано или поздно всё становится понятным. Каждый кадр отдаётся в душе зрителя хотя бы на уровне чуйки (эмпатии). Это вам не заключительная сцена “Дома, который построил Джек”, после которой большинство обывателей выходили из зала с полнейшим недоумением на лицах.

-2

Сродни Полански и его квартирной трилогии, Аронофски (хм, может быть, дело в -ски?) своими сюжетами вводит в лёгкое состояние транса. Но транс этот не приятный, а, скорее, наоборот. Если когда-нибудь возникнет желание пошевелить мозгами и потревожиться без видимых причин — работы Даррена будут как раз кстати. Как и большинство фильмов на планете, эти можно использовать ещё и для того, чтобы отвлечься. Вот только отвлекаться на гнетущее состояние предпочтёт далеко не каждый. Как воронка, фильмы Даррена Аронофски, сцена за сценой, засасывают в глухое и немного безумное состояние.

Вернёмся к двум (хотя их гораздо больше) сторонам личности. Совершенство достигается в балансе света и тьмы, белого и чёрного. Возникает вопрос, можно ли достигнуть этого идеала при жизни и как? Ни на что не намекаю, но вот например, Портман только с кровавой дырой в животике “познала совершенство”. Оставим этот вопрос до лучших времён.

Домашнее задание: подумать над вопросом.

Ну а на этом всё. Ждём комментарии от затронутых чувств киноверующих и не только (ещё, конечно, от мам).