Как и у взрослых, детей и подростков можно описать с точки зрения личностных черт: характерных моделей мышления, чувств и поведения. Рассматриваются недавние исследования, исследуя, как специфические поведенческие тенденции молодежи связываются в более широкие черты, как эти черты развиваются в детстве и подростковом возрасте и как они связаны с важными биологическими, социальными и медицинскими последствиями.
Приходим к выводу, что существуют как ключевые сходства, так и основные различия между молодежью и взрослыми чертами личности, что черты личности молодежи помогают формировать ход их жизни и что полное понимание черт личности молодежи потребует дополнительных исследований на стыке личностных, развивающих и клинических психологий.
Прошедшая четверть века принесла огромный прогресс в наше понимание черт личности: характерных моделей мышления, чувств и поведения людей. Появились ключевые точки консенсуса в отношении того, как специфические поведенческие тенденции организованы в более широкие характеристики (структура личности), как изменяются со временем черты личности (развитие личности), и как черты личности влияют на важные жизненные результаты. Подавляющее большинство этих исследований посвящено взрослой жизни, что, вероятно, отражает традиционное восприятие личности как зрелого психологического феномена.
Тем не менее, растущий объем исследований явно фокусируется на особенностях личности в детстве и подростковом возрасте. О чем говорит это исследование о личностных особенностях молодежи? В чем они похожи и чем отличаются от черт взрослого человека? Ответим на эти вопросы, обсудив исследования, изучающие структуру личности молодежи, развитие личности молодежи и прогнозируемую полезность черт личности на ранних этапах для результатов жизни. Рассмотрим это исследование с целью выявления ключевых точек соприкосновения между исследованиями, ключевых сходств и различий между особенностями личности молодежи и взрослых, а также ключевых вопросов, требующих дальнейшего изучения.
Структура молодежной личности.
Исследование структуры личности взрослого человека выявило два ключевых момента консенсуса.
- Во-первых, иерархическая структура признаков взрослого населения такова, что широкие признаки более высокого порядка занимают узкие признаки более низкого порядка.
- Во-вторых, измерения Большой пятерки признаков - экстравертность (коммуникабельность, уверенность, энергетический уровень), доброжелательность (сострадание, вежливость, доверие к другим), сознательность (организация, трудолюбие, надежность), невротизм (тревога, депрессивность, эмоциональная неустойчивость), открытость к опыту (любознательность, творчество, эстетическая чувствительность) - составляют особую ценность, основополагающий уровень личности взрослых. Особенности Большой пятерки представляют собой оптимальный баланс между полосой пропускания (концептуальная широта), точностью (описательная специфика) и универсальностью (между выборками и показателями).
Они обеспечивают прочный фундамент, на котором зиждутся более высокие уровни иерархии личности взрослого человека и внутри которого организованы более низкие уровни иерархии. Относится ли это понимание структуры личности взрослого человека также и к детям и подросткам? В некотором смысле, ответ да. Например, черты личности молодежи действительно организованы иерархическ .
Более того, молодежные версии большой пятерки можно измерить в детстве и подростковом возрасте. Однако в других отношениях ответ, по-видимому, отрицательный. Исследования показывают, что между молодежью и взрослыми существуют важные различия в структуре личности. Некоторые из этих различий касаются взаимосвязей между большой пятеркой. Мы провели выборочные исследования как отчетов о личности молодежи, так и отчетов родителей.
При оценке с использованием любого из этих методов мы обнаружили, что приемлемость и сознательность положительно и прочно связаны друг с другом - гораздо сильнее в детстве и подростковом возрасте, чем во взрослом возрасте. В отчетах родителей мы также постоянно находим существенную положительную связь между сознательностью и открытостью - двумя совершенно разными личностными характеристиками.
Эти данные свидетельствуют о специфических особенностях структуры личности молодежи с точки зрения развития. В частности, они указывают на то, что черта саморегулирования более высокого порядка (представляющая собой общую способность регулировать как социальные, так и связанные с задачами импульсы; DeYoung, 2006) еще более заметна среди молодежи, чем среди взрослых.
Они также предполагают влияние всеобъемлющей ориентированности на мастерство (сочетающей интеллектуальное любопытство с трудовой этикой), присущей детству и подростковому возрасту, хотя эта последняя характеристика может быть более заметной в восприятии родителей и учителей, чем в поведении молодежи.
Еще более поразительной потенциальной разницей между молодежью и взрослыми личностями является фундаментальный уровень иерархии признаков. В исследовании, проведенном среди более чем 3000 детей и ранних подростков, завербованных из пяти стран (США, Канады, Китая, Греции и России), обнаружено, что из большой пятерки только экстраверсия, приемлемость (в основном обусловленная неприятным поведением) и открытость (в первую очередь интеллектуальные интересы и способности) последовательно воспроизводятся во всех культурах и возрастных группах .
Этот вывод ставит под сомнение тот факт, что Большая пятерка отражает основополагающий уровень иерархии личности молодежи. Но если не Большая пятерка, то что тогда? Одним из перспективных кандидатов является структура Little Six.
Маленькая шестерка представляет собой концептуальный союз наиболее заметных аспектов литературы о детском темпераменте и личностных характеристиках взрослых. Модели детского темперамента (биологические модели поведения и эмоций, которые появляются в первые несколько лет жизни) чаще всего включают четыре основных параметра: коммуникабельность, негативную эмоциональность, настойчивость и уровень активности.
Первые три измерения похожи на экстраверсию, невротизм и сознательность Большой пятерки, соответственно. Эти параллели позволяют предположить, что основную структуру психологических особенностей молодежи можно охватить не по пяти основным параметрам, а по шести: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, сознательность, невротизм, открытость к опыту и активность. Концептуальная привлекательность шестерки дополняется растущим количеством эмпирических данных. Например, недавно мы изучили отчеты родителей о молодежной жизни 16 000 детей, подростков и молодых.
Мы обнаружили, что структура Маленькой шестерки формировалась в каждый отдельный год, начиная с среднего детства и до подросткового возраста; напротив, структура Большой пятерки формировалась не последовательно до позднего подросткового возраста. Наши выводы также указывают на процесс развития, посредством которого базовая структура личности может меняться от шестерки к большой пятерке. В детстве активность Маленькой шестерки в основном определяется физической энергией и двигательной активностью.
Выводы:
К раннему подростковому возрасту эти характеристики становятся менее заметными, а смысл деятельности расширяется за счет включения психологических аспектов, таких как мотивация и конкурентная борьба. Наконец, в позднем подростковом возрасте и раннем взрослом возрасте активность отступает от основного личностного измерения к более незначительной роли, поскольку ее физические аспекты интегрированы в экстраверсию, а мотивационные - в сознание.
Эти результаты иллюстрируют важность изучения структуры личности с точки зрения развития. Однако необходимы дополнительные исследования для дальнейшего уточнения аспектов преемственности и изменений в структуре личности в детстве, подростковом и взрослом возрасте.