Сегодня 1-е ноября. А ровно месяц назад, 1-го октября, был день рождения Льва Николаевича Гумилева - историка, этнографа, географа, востоковеда, археолога, писателя и переводчика. Сына двух великих поэтов - Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Человека, чья пассионарная теория этногенеза на протяжении десятилетий вызывала массу яростных дискуссий.
Когда в сентябре 1991-го года я начал учиться на первом курсе истфака, то вместе с подавляющим большинством однокурсников был поражен одним фактом.
Нам читали лекции в больших поточных аудиториях. Куда - по крайней мере, поначалу, - набивался весь курс. 150 розовоухих студиозусов (125 историков + 25 искусствоведов).
В ходе лекций лекторам то и дело передавали записки с вопросами, на которых лекторы отвечали - кто сразу, кто в конце пары. И вот на КАЖДОЙ лекции в записках встречался один и тот же вопрос:
- СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА?
Личность лектора, наименование предмета и прочие детали не имели решительно никакого значения. Этот вопрос стабильно звучал на всех лекциях - по археологии, по истории СССР, по истории первобытного общества, по истории зарубежного искусства, по мастерству устной речи... Ну, а лекторы-этнологи получали такие записки по два-три раза за 80-минутную лекцию.
Слова "флешмоб" мы тогда, в начале 90-х, не знали, но тем не менее это был именно он. Естественно, студенческая аудитория как начала ржать примерно после пятого-шестого раза, так и продолжала реготать аж до летней сессии. А преподаватели реагировали очень по-разному - кто-то начинал отвечать всерьез, кто-то всерьез же удивлялся, какое отношение эта теория имеет к его предмету, кто-то отшучивался... В общем, так прошел весь наш первый курс (1991/1992 гг.), и всем было очень смешно.
А в августе 1992-го года Лев Николаевич ушел из жизни. И смешно сразу быть перестало. И записки прекратились враз.
Сам я с трудами Льва Николаевича ознакомился позже - частично на старших курсах, частично уже в годы крайне невнятной учебы в аспирантуре. Не уверен, что готов к долгой дискуссии, но хочу сказать о том, что меня, как говорится, "зацепило". Именно благодаря книгам Гумилева мне удалось как-то всерьез почувствовать, что историю творят ЖИВЫЕ ЛЮДИ, а не пресловутые "производительные силы и производственные отношения". Что у этих людей есть достоинства и недостатки, таланты, амбиции, слабости, комплексы и промахи. Что народ так же может переживать стадии бурной молодости, расцвета зрелости, недомогания и угасания, как и отдельный человеческий организм.
И за это - спасибо.
P.S. А свято место пусто не бывает. Несколько лет спустя записки всем лекторам подряд пошли вновь, только на этот раз вместо теории этногенеза Гумилева в них фигурировала "новая хронология" Анатолия Фоменко.
Намного более подходящий объект для стеба, на мой взгляд.
P.P.S. Фотография взята с сайта музея-квартиры Льва Гумилева - специально пишу об этом здесь, а не в подписи, чтобы дать ссылку на сайт.
"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность.