Конкурентная борьба с административным подтекстом
Сегодня «Воронежпассажиртранс» принял решение разорвать деловые отношения с частными перевозчиками, объявившими забастовку накануне, 30 октября. В мэрии расценили эти действия как саботаж.
Официальная причина действий маршрутчиков — нежелание работать с электронными проездными. Дело в том, что после повышения тарифа на проезд в общественном транспорте жители города стали переходить на карточки, размер оплаты по которым остался на прежнем уровне. Перевозчики недосчитались выручки, что и стало причиной недовольства. Летом они уже обращались в мэрию с этой проблемой, но тогда ситуацию удалось замять. А вот теперь просто расторгли контракты с недовольными подрядчиками.
Транспорт Воронежа
Здесь стоит подробней рассказать о том, как устроена система пассажирских перевозок в России и в частности в Воронеже. Общественный транспорт Воронежа почти полностью коммерческий. Трамвайное сообщение не выдержало рыночных реформ и кануло в лету, кое-как ходят троллейбусы. Основной пассажиропоток приходится на маршрутные микроавтобусы. В Воронеже насчитывается более сорока перевозчиков, обслуживающих городские маршруты. Эти перевозчики заключают договоры с частными владельцами автобусов, зарегистрированными как ИП. Последние часть выручки отдают перевозчику, на остальное — ремонтируют свой автобус и живут сами. Наличный способ оплаты позволяет им скрыть часть выручки от налогов и таким образом поднять свой доход. Вся эта система создает большие проблемы в транспортном потоке города и огромные очереди на остановках, не говоря уже о повышенной аварийности.
Вместимость транспорта
По словам местных активистов, принадлежат все фирмы-перевозчики всего пяти владельцам — первым лицам города. Таким образом, чтобы переводить городской транспорт на электронную систему оплаты проезда, необходимо понимать, кто, кому и сколько будет перечислять денег, так как теперь их невозможно будет передавать «в конверте». Удобнее всего это сделать, когда перевозками займутся несколько крупных компаний, а не много мелких. Вот и мэрия Воронежа собирается на следующей неделе собрать совещание с «ответственными перевозчиками», которым будут отданы пассажиропотоки отвергнутых маршрутчиков. То есть мы видим пример обыкновенной конкурентной борьбы, приводящей к укрупнению капитала отдельных игроков на рынке, в которой принимают активное участие и исполнительные власти. Кто выиграет в ней персонально — имеет ли значение? А вот кто точно не выиграет: оставшиеся без работы владельцы микроавтобусов, сокращенные водители и кондукторы проигравшего перевозчика. А это значит, что владельцы транспортного бизнеса еще больше разбогатеют, а их рабочие — еще больше обеднеют.