Продолжаем путешествие вдоль границ рок-музыки.
Пройдя страну Авторской песни, мы увидели, что пейзаж сменился:
вместо городских улиц и туристических стоянок появились нескончаемые рельсы железной дороги «Воркута — Ленинград», а среди таёжных романтических лесов вдруг замаячили вышки, обмотанные колючей проволокой. Ощутимо подул холодный ветер (Северный!, -догадались мы). Ветер донёс до нас лай овчарок, сиплые голоса и знакомые гитарные аккорды (ля минор, ре минор, ми мажор).
Мы поняли, что пересекли границу страны Блатной музыки (она же Блатная песня, она же Русский шансон, она же Разбойничья песня, Каторжанская песня и Криминальный песенный фольклор).
Строго говоря, «блатной музыкой» называется сам жаргон, на котором разговаривают местные аборигены, но иногда профаны (вроде нас) так обозначают музыкальный поджанр специфического социального фольклора заключённых и преступников.
Кто же такие местные жители и о чём они поют?
Преимущественно это Лихие люди (так в средние века называли профессиональных преступников) — разбойники, ушкуйники, воры, бродяги.
А поют они о своих лихих делах (когда они на свободе) и о том, как тяжело и грустно сидеть за решёткой (когда они сидят за решёткой).
И ещё о Маме поют (это традиция!).
Непосредственно Блатная песня (Блатняк) — явление не настолько древнее, чтобы им можно было назвать, например, песню пушкинских бунтовщиков из «Капитанской дочки» или какую-нибудь замечательную каторжанскую песню наподобие «Славное море — священный Байкал». Нет.
Это явление страшного двадцатого века, когда общественные основы были потрясены, произошло и «Восстание масс», и смешение социальных страт, и разрастание «мест не столь отдалённых» на территорию всей страны.
К традиционным разбойникам и ворам добавились сотни тысяч посторонних, непрофессиональных сидельцев: крестьяне, рабочие, дети и жёны «врагов народа», интеллигенция.
ГУЛАГ стал тем плавильным котлом, который выковал «нового человека» — «битого фрайера». Этот человек (и его потомки) уже хорошо понимали язык зоны, даже не будучи сидевшими, не будучи причастными к настоящей криминальной жизни.
Евтушенко сетовал в 60-е, что «интеллигенция поёт блатные песни», а про красное знамя не поёт…
Битые фрайера (среди которых были Шаламов, Солженицын, Лихачёв, Мелетинский, Лосев, Померанц и многие-многие другие) как-то не хотели петь про революционное знамя.
В кругу интеллигенции пели замечательные в своём трагизме «По тундре» и «Ванинский порт».
видео взято с сайта YouTube
И хотя какой-нибудь «битый фрайер» и «Иван Иваныч» не принимал всем сердцем враждебный ему подлый воровской уклад, но песни блатные мог спеть. Его интеллигентные дети (журналисты, культурологи, кинорежиссёры, рок-музыканты) тоже впитали в себя стихию лихой, тоскливой, сентиментальной и горькой блатной песни.
Многочисленные стилизации блатных песен украсили собой не только столичные театральные капустники, но и фильмы, спектакли.
Рок-музыканты с удовольствием подхватили эту игру (вспомним "MURKA" Алексея Кортнева!).
видео взято с сайта YouTube
Русская пословица про то, что от «тюрьмы и от сумы не зарекайся» всегда актуальна на нашей многострадальной территории.
Современный блатняк, жеманно называемый русским шансоном, вероятно тоже пополнит в своих лучших образцах нашу культуру, как это сделали многие фольклорные шедевры (и да, мы осознаём, что подкидываем дров в дискуссию под нашей же статьёй https://zen.yandex.ru/media/id/5b79242d59b0d500a9f894db/shanson--cvetochki-a-rok--ujas-5d84dfc1c31e4900aef07cbe).
Вот английская песня о висельнике «Gallows Pole», которую замечательно спели «Led Zeppelin» (возможно в своё время эта песня была на положении босяцкого английского блатняка).
видео взято с сайта YouTube
Общемировой и русский разбойничий фольклор продолжает влиять на рок-музыку.
Эта чарующая разбойничья вольница, общий романтический колорит и лихость хорошо пришлись во многих рок-песнях.
Припомним только что-нибудь из репертуара группы «Король и шут»: «Два Вора и Монета», «Ели мясо мужики», «Ром», «Пират».
видео взято с сайта YouTube
Или вспомним типичный уркаганский образ Гарика Сукачёва с которым так хорошо гармонируют песни «Татуировка» (авторства Высоцкого, конечно) и «Бродяга», а его безбашенная бабушка (которая курит трубку) — настоящая бандерша!
видео взято с сайта YouTube
Но самой разбойничьей группой можно назвать «Агату Кристи».
Их трагически-сентиментальные песни под разудалую музыку как никакие другие соответствуют духу пиратства!
Вот только первые, что пришли на ум: «Выпить море», «Пират», сомнительный криминальный «Оборотень», разбойничья «Истерика», богохульная «Молитва».
видео взято с сайта YouTube
И самой-самой (в хорошем смысле) «блатной» и козырной песней мы считаем песню «Ураган».
В ней соединились почти все составляющие классической блатной песни:
простота мелодии, надрывная экспрессивность как будто стремительно хмелеющего исполнителя (это такая воровская манера самозавода от мрачного бубнения до истерики), сюжет, который включает возвращение сына (так много пережившего!) к родной старенькой маме, неотвратимость фатального пути.
И ещё, мысленно замените слово ураган на уркаган.
Всё, идеальная песня на границах жанров готова! «Гори душа! Пай рам па па рам рай!».
видео взято с сайта YouTube
Подытоживая наше небольшое путешествие, скажем вот что — блатная песня имеет место быть в нашей культуре. Она оказывала и продолжает оказывать стилевое, музыкальное и литературно-сюжетное влияние на рок-музыку.
Часто рок-музыканты используют элементы блатной песни осознанно и пародийно, а иногда они всерьёз проникаются её поэтикой.
Что тоже выходит весело!
А вы как думаете?