Найти тему
Vremena Art

«Фарфоровый король России» и его влияние на рынок антиквариата

Сегодня особый интерес у любителей старины вызывает отечественный, русский антиквариат. Некоторые коллекционеры специально собирают дореволюционные предметы, чтобы с их помощью восстановить атмосферу того или иного особняка или усадебного дома. Особую нишу на российском антикварном рынке занимает так называемый кузнецовский фарфор.

Матвей Сидорович Кузнецов
Матвей Сидорович Кузнецов

Кузнецовы — династия купцов и фабрикантов — имели собственное фарфоровое и фаянсное производство еще с начала XIX столетия. Но только к рубежу XIX-XX веков их деятельность достигла наибольшего расцвета.

«Звездой» семейного бизнеса и так называемым «фарфоровым королем» стал Матвей Сидорович Кузнецов (1846-1911), внук основателя династии Якова Кузнецова. Отец с детства готовил Матвея к тому, что однажды ему придется возглавить фамильное дело. Юноша учился в коммерческом училище и проходил практику на одном из заводов. В 18 лет, после смерти отца, он вступил в управление делами. Сначала у молодого человека было трое попечителей, но в 1867 году он стал работать самостоятельно.

Благодаря знакомству с императором на художественно-промышленной выставке в 1882 году Кузнецов сумел наладить отношения с высшим светом. Предлагая покупателям высокохудожественные, превосходно выполненные предметы — он пристально следил за качеством работы и сырья — Матвей Сидорович добился того, что в 1902 году он получил звание поставщика императорского двора. Кроме того, посуда, скульптура и аксессуары, созданные на его фабрике, пользовались успехом за рубежом — во Франции, Австрии, Японии и США.

Дама с ребенком. Фабрика Кузнецова. Источник фото: antikpro.com
Дама с ребенком. Фабрика Кузнецова. Источник фото: antikpro.com

В течение долгих лет Кузнецов был одним из ведущих предпринимателей империи и славился целеустремленностью, строгостью к подчиненным и нестандартными управленческими методами (например, директора его заводов сменялись каждые два года). Но в 1911 году Матвей Сидорович умер, не дожив нескольких лет до революционных событий, изменивших страну навсегда. В 1918 году его предприятие было национализировано и переименовано в Дулевский фарфоровый завод. Кроме того, продолжили работать его дочерние компании — Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика и Конаковский фаянсовый завод.

Производство «тогдашнего», настоящего кузнецовского фарфора, достойного быть в императорской коллекции, прекратилось навсегда. Но предметы, созданные под руководством Матвея Сидоровича, до сих пор представляют большой интерес для коллекционеров и являются примером высочайшего уровня развития русского фарфорового дела начала XX века.

Понравилась статья? Поддержите нас лайком, чтобы Дзен знал, что вам было интересно! Это поможет нам развиваться и продолжать создавать для вас новые публикации.

Возможно, вам будет интересно:

Императорский стеклянный завод. Кратко
Ювелиры Российской империи. Кто, если не Фаберже?
Как выглядели подарки от государства в царской России?

Если вы любите антиквариат, то этот сайт для вас: vremena.art.