Найти в Дзене
Cinema Time

Военная драма «По соображениям совести». Как стать героем, не сделав ни одного выстрела?

Привет всем фанатам синематографа!

Свою первую заметку на Дзене я посвятил «самому абсурдному фильму о Великой Отечественной войне» – дилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2».

В качестве своеобразной компенсации я хочу рассказать о другом военном фильме, который мне понравился. Речь пойдет о военной драме «По соображениям совести», снятой оскароносным Мелом Гибсоном, и вышедшей в мировой прокат в 2016 году.

Итак, сороковые годы XX века. Вторая Мировая война. Японские милитаристы ведут отчаянную борьбу за ресурсы в Азии и Океании, одновременно воюя с США, Китаем, Великобританией и Францией.

В это время в небольшом американском городке у подножья Голубых гор в семье алкоголика и ветерана мировых войн вырос главный герой всего фильма – Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд). Ему удалось развиться в «чрезвычайно высокую психическую личность», приобрести стойкие религиозные убеждения (адвентизм седьмого дня) и здоровый патриотизм.

Одна беда – вера в неизбежное Второе пришествие Христа и строгое соблюдение десяти заповедей не позволяют Десмонду прикасаться к оружию. Тем не менее, он добровольно поступает на военную службу, претендуя на позицию санитара.

Проблемы с коллективом начинаются с первой минуты пребывания Десмонда Досса в казарме. «Однополчане» не верят в его религиозность и всячески унижают Десмонда, считая его трусом, а командующий состав инициирует против него целый процесс за отказ обучаться навыкам стрельбы.

Реальный Десмонд Досс
Реальный Десмонд Досс

На выручку приходят старые армейские связи отца (Хьюго Уивинг) – в итоге Десмонд вместе со своей частью все-таки «успевает» на войну. Весной 1945 года их забрасывают на один популярный субтропический курорт под названием Окинава.

Именно там во всей красе раскрываются недюжинные способности и человеческие качества первого в США отказника по «соображениям совести». С одной лишь Библией в руках капрал Досс демонстрирует высший градус презрения к смерти и чудеса героизма.

Неудачное наступление американских войск закончилось вынужденным бегством со стратегической высоты. Пока высшие чины решали вопрос, где взять подкрепление, Десмонд посвящает остаток вечера и всю ночь спасению раненых. Он методично подтаскивает их с поля боя к краю обрыва, а затем опускает с помощью каната вниз, к своим.

Невзирая на ранение, дикую усталость и шастающие в ночи японские патрули Десмонд спасает около сотни жизней в самом кровопролитном сражении на Тихом океане за всю войну.

«Тогда я молил Бога только об одном. Спасти хотя бы ещё одного!»

Мэл Гибсон и Эндрю Гарфилд на съемках картины
Мэл Гибсон и Эндрю Гарфилд на съемках картины

Мне совершенно безразличны публичные скандалы и высказывания Мела Гибсона, зато я очень люблю все его фильмы. Помимо яркого визуального ряда, отличных актеров, некоторой гиперболизации всего происходящего на экране, они интересны наличием у главного героя особой мотивации.

Это заметно во всех картинах Гибсона, достаточно вспомнить Лапу Ягуара в «Апокалипто» или Уильяма Уоллеса в «Храбром сердце». В ленте «По соображениям совести» для меня на первом плане стоят, конечно же, история, убеждения и героизм несгибаемого Десмонда Досса.

После всех причиненных ему унижений и несправедливостей, человек вполне мог отказаться от «бесплатной путевки» на войну и коротать ее последние месяцы в каком-нибудь госпитале на территории США. Однако он считал такую позицию насквозь гнилой и поступил абсолютно по-мужски.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В целом же, сюжет картины довольно стандартен. Первая часть рассказывает о детстве Десмонда в компании пьющего и тяжелого на руку отца с синдромом «снарядного шока». Жизнь на «гражданке», знакомство с прелестной медсестрой (Тереза Палмер), которая непременно будет ждать его возвращения.

Середина фильма – типовая подготовка к подвигу в тренировочном лагере. Юморист-сержант (Винс Вон), на удивление невзрачный капитан (Сэм Уортингтон), преодоление препятствий по колено в грязи, периодические «темные» для Десмонда и прочие радости совместного проживания нескольких десятков молодых мужчин в одном помещении.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Третья часть – сам подвиг. Звездный час Эндрю Гарфилда и Мела Гибсона. Жесткий, сверхреалистичный бой, снятый на высочайшем режиссерском и операторском уровне. Квинтэссенция насилия и крови, фантастический монтаж эпизодов и звук (премии «Оскар»).

Их маленький окинавский ад, когда японские и американские солдаты с дьявольской энергией, достойной лучшего применения, убивают друг друга всеми возможными способами, вплоть до удушения голыми руками. И все это ради обладания одной стратегической высотой.

Невольно вспоминается похожий эпизод штурма немецкой цитадели в одноименной ленте Никиты Михалкова. И становится очевидной поистине космическая пропасть между двумя этими картинами.

В отличие от творений Михалкова, в фильме Мела Гибсона, как и всегда присутствует очевидный комплимент религии. Но дело, конечно же, не только в вере. На первом месте выступает гранитный характер и бескомпромиссность главного героя, а уж затем и его религиозные убеждения.

Резюме: этот фильм обязателен к просмотру для каждого любителя жанра военной драмы.

Все изображения взяты из открытых источников.

Понравилась рецензия?

Тогда подписывайтесь на мой канал, делайте репосты в соцсетях и ставьте лайки. Всем пока!