Найти тему
Виктор Мазуркевич

По газам - под газом!

Про вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения пишут часто, очень часто, к сожалению… . Почему к сожалению? Да потому, что последние слова обычно звучат так: «Экспертиза показала, что виновник ДТП находился в состоянии сильного алкогольного опьянения». Иногда встречается назидательное «Выпил – за руль не садись» и обвиняющее «Пьяный за рулем – преступник». Некоторые аспекты проблемы рассматриваются в рамках предмета «Доврачебная медицинская помощь пострадавшим при ДТП» курса подготовки учащихся автошкол, хотя совершенно ясно, что к медицине эта проблема отношения не имеет. Вопросы к медикам закончились в тот момент, когда человек прошел медкомиссию на профпригодность. Водитель употребляет спиртные напитки, зная, что скоро ему нужно будет садиться за руль – это вопрос исключительно человеческого фактора, т.е. психологии! Именно с точки зрения психологической науки и практики мы и попытаемся проанализировать проблему и предложить пути ее решения. Для начала рассмотрим механизм влияния алкоголя на организм и поведение водителя.

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения является наиболее частым и особенно опасным нарушением ПДД. В экономически развитых странах причиной 50% ДТП с летальным исходом является алкогольное опьянение водителя. Например, в России 86,6% водителей автобусов и такси (по данным анкетного опроса) употребляют алкоголь, в т. ч. в дни зарплаты – 14,3%, раз в неделю – 25,9 %, ежедневно – 8,1%. 38,2 % водителей автобусов со стажем более 5 лет употребляют алкоголь 1 раз в неделю и чаще. В результате около 30% всех ДТП вызвано нетрезвым состоянием водителей. В некоторых регионах России количество ДТП по вине нетрезвых водителей превышает 60%, в сельских районах по вине нетрезвых мотоциклистов – 90%.

Опасны не только большие, но и малые доли алкоголя. Прием 40-100 г водки увеличивает вероятность ДТП в 2-3 раза, 150 г водки – в 6-7 раз, 200 г водки – в 15 раз. Если за рулем новичок – опасность возрастает многократно. По зарубежным данным, в 16-17 лет алкоголь увеличивает вероятность ДТП в 165 раз, в 30-34 года – в 17 раз по сравнению с трезвыми водителями такого же возраста.

При управлении автомобилем водитель нередко работает на пределе своих возможностей, поэтому даже незначительное нарушение психофизиологических функций после приема даже небольших доз алкоголя становится причиной ошибок и ДТП. В эксперименте на здоровых и сильных людях после приема 5г спирта точность касания пальцем заранее намеченного предмета снижалась на 23-25%.

Ошибочно широко распространенное мнение об отрезвляющем действии нашатырного спирта, кофе, чая, кратковременного сна. Субъективно человек может почувствовать себя лучше, но объективные нарушения в организме остаются неизменными. Для полного отрезвления необходимо полное выведение алкоголя из организма, которое происходит довольно медленно.

Степень опьянения и время действия алкоголя неодинакова для разных людей и зависят от многих факторов. При приеме алкоголя натощак опьянение возникает быстрее. Опьянение более выражено при болезненном состоянии, утомлении, при нервном возбуждении или угнетенном состоянии. Степень опьянения зависит от индивидуальных физических и психических особенностей: веса тела, возраста, пола, степени привыкания.

Объективным критерием величины дозы выпитого является содержание алкоголя в крови. Вероятность ДТП при содержании в крови нетрезвого водителя 0,3-0,9%о (один промилле – это 1 г чистого алкоголя в 1 л крови) возрастает в 7 раз, при 1,0-1,4%о – в 30 раз, при 1,5%о – в 55 раз.

Исходя из того, что в организме за 1 час окисляется в среднем 7 г этилового спирта, за рубежом предлагалось установить время, через которое водитель может быть допущен к управлению автомобилем после приема различных доз. Однако из-за того, что время вывода алкоголя у разных людей и даже у одного человека колеблется, эти схемы не могут быть использованы. Некоторые считают, что 50 г водки выводится из организма через 5-6 часов, другие полагают, что 100-200 г водки или 500 г пива действуют 24-28 часов, третьи считают, что 200 г водки не будут оказывать влияния на безопасность вождения через 10 ч и т.д.

Методом меченых изотопов алкоголь находили в коре головного мозга через 20 дней после его приема. Значит, даже спустя такое время алкоголь может оказывать отрицательное влияние на работоспособность водителей, даже если инструментальное исследование на алкоголь дало отрицательный результат.

Поэтому водитель, систематически употребляющий алкоголь, не может быть достаточно надежен, особенно в сложных дорожных условиях и в неожиданно возникающих опасных ситуациях.

Этиловый спирт- алкоголь - относится к наркотическим веществам. При систематическом употреблении он включается в тканевый обмен и приводит к такой зависимости, которую человек преодолеть уже не может. Необратимые изменения нервной системы и психики, поражения печени, желудка, сердца приводят к преждевременному старению, инвалидности, смерти. Особенно сильно и быстро поражается мозг. У 95% алкоголиков и 85% умеренно пьющих из-за гибели нервных клеток мозга - нейронов – мозг уменьшается в размерах. Происходит это потому, что мозг задерживает 30% выпитого алкоголя, а его распад в мозговых клетках осуществляется в 4000 раз медленнее, чем в печени.

Алкоголь парализует тормозные функции коры головного мозга, вызывая состояние возбуждения. Под влиянием алкоголя человек не контролирует свои действия, не может адекватно оценивать окружающую обстановку. Это потому, что, прежде всего, затормаживаются те области ЦНС, которые осуществляют этот контроль. В период возбуждения маскируется чувство усталости, снижаются внимание и точность восприятия, нарушаются мышление и память. У водителя возникает некритичное отношение к своему состоянию и поступкам. Падает работоспособность, снижаются психофизиологические возможности, а субъективно возникает чувство необоснованной уверенности в способности выполнять действия, которые в действительности выполнить не в состоянии.

После приема алкоголя замедляются процессы мышления, в результате водителю требуется больше времени для оценки обстановки и принятия решения, что снижает его реакцию при изменении дорожной обстановки; нарушается глазомер, снижается способность различать цвета (особенно ухудшается восприятие красного цвета), увеличивается время восстановления зрения после ослепления; нарушается координация движений, их точность, уменьшается мышечная сила. У чемпиона мира по автогонкам Тони Бенхаузена после приема 60 г виски время реакций при торможении увеличилось на 25%, мышечная сила снизилась на 16-17%, ухудшился глазомер. После приема 75 г чистого алкоголя время реакций увеличивается в 2,0-2,5 раза, после 100 г – в 2-4 раза, после 140 г – в 3-5 раз, после 175 г – в 6-8 раз. Т.к. при увеличении времени реакции возрастает остановочный путь автомобиля, становится понятным, почему нетрезвые водители особенно часто совершают наезды на пешеходов.

Нетрезвому водителю часто кажется, что до пешехода осталось 30 м, хотя фактическое расстояние не превышает 15-18 м. Он считает, что мгновенно нажал на тормоз, а на самом деле тормозит с опозданием. Даже после 25 г появляется желание рискнуть без реального анализа дорожной обстановки.

Для водителя, злоупотребляющего алкоголем, характерна раздражительность, эмоциональная неустойчивость, нарушение внимания, расстройство сна, быстрая утомляемость. По данным А.И.Вайсмана, у 70% таких водителей ночной сон не снимает утомления от прошедшего дня, в результате чего уже в начале смены их работоспособность снижена. Такое состояние у непьющих водителей встречается в 4 раза реже. При легкой степени опьянения ощущения ускорения, торможения, поворотов (воспринимаемые двигательным аппаратом) снижаются на 20%. Доктор Г.Петер считает, что уже при содержании в крови больного 0,3%о алкоголя отмечается значительное ухудшение пространственно-объемного зрения, при 0,8%о – расстройство глазодвигательной мускулатуры, сужение поля зрения.

После приема алкоголя в результате снижения остроты зрения, сужения поля зрения, нарушения цветного зрения ухудшаются точность и скорость зрительного восприятия. В результате нарушения координации движения и глазомера действия водителя становятся резкими, несвоевременными, ошибочными. Степень этих нарушений зависит от количества принятого алкоголя. Экспериментально было установлено, что водители автобусов, принявшие большую дозу алкоголя, гораздо чаще, чем трезвые, делали попытки проехать через ворота, ширина которых была меньше габаритной ширины автобуса. При алкогольном опьянении возникает «туннельное зрение», при котором зрительное внимание сосредоточено лишь в узком конусе центрального поля зрения и увеличена длительность фиксации взгляда. «Туннельное зрение» возникает при концентрации алкоголя в крови 0,4%о (менее 1л пива или 100 г водки), а устойчивую форму принимает при концентрации 0,8%о (200 г водки). Длительность фиксации взгляда (взгляд «стекленеет») увеличивается вдвое при содержании алкоголя в крови 1,0%о.

Водитель в состоянии алкогольного опьянения более опасен, чем при утомлении или даже в болезненном состоянии. В этих случаях водитель, понимая, что его возможности ограничены, ведет себя более осторожно и осмотрительно. Он не идет на рискованные маневры, снижает скорость при появлении на дороге пешехода, препятствия, своевременно тормозит и т.д. У пьяного, наоборот, появляется чувство ложного благополучия, вседозволенности, возникает потребность рискнуть, что выражается в превышении скорости, резком торможении, несоблюдении безопасной дистанции, проезде на запрещающие сигналы, частой смене полосы движения и т.д. С точки зрения безопасности дорожного движения даже минимальное превышение физиологического содержания алкоголя в крови недопустимо. За рубежом низший предел допустимого САК принят от 0,1 до 1,2 %о. Так в США допускается управление автомобилем при дозе алкоголя в крови менее 1%о, в большинстве европейских стран (кроме стран Скандинавии и Восточной Европы) – 0,8%о, в Финляндии, Норвегии, Греции, Швеции – 0,5%о.

Важную роль в предупреждении случаев управления автомобилем водителями в нетрезвом состоянии является медицинский контроль за их состоянием перед выездом в рейс и в пути. Однако такой контроль возможен лишь при наличии соответствующих методов, позволяющих установить факт алкогольного опьянения. В индикаторных трубках Мохова-Шинкаренко индикатор (оранжевый раствор хромового ангидрида в концентрированной серной кислоте) приобретает в парах алкоголя зеленый цвет. Недостатком этого метода является отсутствие возможности дать градацию по степени опьянения и недостаточную специфичность. Эти индикаторные трубки дают положительную реакцию не только после употребления алкоголя, но и лимонада, валерьянки, а также при наличии кариозного зуба и у больных диабетом.

Наиболее надежным методом определения количества принятого алкоголя и степени опьянения в случае совершения водителем ДТП является исследование крови на алкоголь.

Во многих странах для экспертизы алкогольного опьянения используются достаточно надежные и быстродействующие приборы – алкометры. Действие их основано на свойстве алкогольных паров поглощать инфракрасные лучи с длиной волны 3,4 мкм. Выдыхаемый водителем воздух пронизывается такими лучами, а датчик отмечает степень их ослабления. Одновременно встроенный в прибор микропроцессор рассчитывает содержание алкоголя в крови испытуемого. В США для экспертизы алкогольного опьянения водителей сконструирован прибор, который состоит из двух электродов, накладываемых на виски. Они улавливают биотоки мозга, а встроенный микропроцессор выявляет характерные колебания, свидетельствующие о том, что испытуемый недавно употреблял алкоголь.

Выявление в транспортном потоке водителей в нетрезвом состоянии имеет важное значение для безопасности дорожного движения. Опытный инспектор ДПС знает, что для нетрезвого водителя характерна чрезмерно лихая и резкая езда, вихляющая траектория движения, резкое торможение, частая смена полосы движения, превышение скорости, частые опасные обгоны, несоблюдение дистанции, проезд на запрещающие сигналы, а иногда чрезмерно осторожная езда – «крадучись» вдоль обочины. Если бы инспектор останавливал все автомобили с нетрезвыми водителями, то в нетрезвом виде за руль никто бы не садился, но не существует системы, осуществляющей непрерывное слежение за всеми автомобилями, а в США создание такой системы окончилось неудачей.

Сдерживающим фактором является строгость наказания. Суровые законы о лишении водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии принимались во многих странах. В Финляндии при содержании алкоголя в крови более 0,5%о водитель подвергался штрафу или 3-месячному тюремному заключению, а при 1,5%о и выше – штрафу в размере двухмесячного оклада или двум годам тюрьмы. В Норвегии при содержании алкоголя в крови более 0,5%о водителям грозило три недели тюремного заключения, во время которого они занимались тяжелым физическим трудом. Во Франции нетрезвый водитель подвергался тюремному заключению от двух месяцев до двух лет или штрафу от 2000 до 230 тысяч франков. В Болгарии пьяный водитель штрафовался на сумму до 500 левов и лишался права садиться за руль автомобиля на пять лет. В Канаде – лишение прав на срок до 3 месяцев и его автомобиль арестовывался на 1 год. В Японии минимальное наказание при небольших дозах алкоголя в крови составляет 30 тысяч иен и 3 месяца тюрьмы, при больших дозах и нарушении ПДД штраф увеличивается вдвое, срок заключения – до двух лет.

Применяются и меры морального воздействия. Например, в Эстонии, при задержании водителя в нетрезвом состоянии его номерной знак меняют другим, начинающимся с буквы «О» (первая буква эстонских слов «пьяница», «опасный»). На следующий год после введения этой меры количество пьяных за рулем снизилось на 20%.

В настоящее время наиболее эффективным методом предупреждения пьянства за рулем считается наложение на водителя крупного штрафа, в некоторых странах в качестве меры наказания осталось тюремное заключение. Например, размеры штрафов (в бельгийских франках) составляют: в Австрии до 14000, во Франции до 18000, в Италии до 14000, в Испании до 75000, в Великобритании до 128000, в Дании 60000 и выше. В Финляндии – от 20 РД (стоимость одного рабочего дня) и более, в Швеции от 40 до 120 РД.

При всем разнообразии методов борьбы с пьянством за рулем в различных странах универсальный рецепт решения проблемы до сих пор не найден. Проблемы как таковой не существует лишь в тех странах, в которых употребление алкоголя запрещено в силу религиозных традиций и наказание за употребление спиртного достаточно жестоко вне зависимости от того, является нарушитель запретов водителем или нет.

В нашем же обществе острота проблемы не снижается, скорее наоборот. С ростом числа водителей растет и число нарушителей. Несмотря на усиление антиалкогольной пропаганды, лишение прав на длительные сроки, ужесточение материальной ответственности (совсем недавно впервые в Беларуси злостный нарушитель был приговорен к штрафу в 31,5 млн. руб.), число задержанных за год в нашей республике пьяных водителей определяется пятизначными цифрами. Некоторые из нарушителей задерживаются повторно, уже после лишения прав. Почему же это происходит?

Оказывается, одной лишь информированности водителей о последствиях вождения автомобиля в нетрезвом состоянии (как риска для жизни и здоровья, так и вероятности и тяжести наказания) далеко недостаточно, и для этого существует ряд причин.

Во-первых, в обществе сильны традиции употребления алкоголя, и не у всех водителей хватает силы воли отказаться от употребления алкоголя в компаниях и «по поводу», особенно, если в компании не найдется человека, который отговорит водителя от употребления спиртного.

Во-вторых, после первой выпитой дозы спиртного снижается критичность восприятия действительности, и человек может выпить гораздо больше, чем ему кажется, и сесть после этого за руль, переоценивая свои возможности.

В-третьих, многие в своей жизни встречались с ситуациями, когда человек выпивал небольшое количество спиртного, садился за руль и благополучно доезжал до дома. Такие примеры играют свою негативную роль - всегда существует надежда на «авось».

Кроме того, невозможно построить единый психологический «портрет» для всех нарушителей, что, несомненно, помогло бы в выработке эффективных мер. Среди них встречаются люди как с низким интеллектом, так и высокообразованные, люди в быту организованные и дисциплинированные - и откровенно «безбашенные», плюющие на все законы, нормы общественной морали и нравственности. Для умного и ответственного человека нарушение обычно бывает единичным срывом (что его, конечно, не оправдывает!) и осознание самого факта возможности нарушения с его стороны является для него стрессом. Боясь осуждения со стороны близких и друзей, он обычно скрывает от них факт нарушения, либо пытается придумать массу оправдывающих его обстоятельств. Человек незрелый, ограниченный обычно бравирует своими «подвигами», осуждение со стороны окружающих встречает «в штыки», а если и признает справедливость обвинений в свой адрес со стороны общества, в душе над этим обществом посмеивается.

К людям, социально незрелым, готовым рискнуть своей жизнью и жизнью других людей, могут применяться психотехнологии, помогающие удержаться от употребления алкоголя перед поездкой за рулем либо от вождения автомобиля после употребления спиртного. К сожалению, здесь есть одна сложность, которая делает применение этого метода довольно проблематичным. Дело в том, что специфика психологической работы с клиентом подразумевает, что клиент сам осознает наличие проблемы и обращается за помощью к психологу осознанно и по собственной воле. Воздействие на психику человека без его желания и сознательного сотрудничества неизбежно встречает сопротивление. Именно поэтому для успеха, например, кодирования, необходимо согласие клиента и воздержание от употребления алкогольных напитков по собственной воле некоторое время перед процедурой.

Более эффективным методом борьбы с пьянством за рулем было бы, мне представляется, изучение влияния алкоголя на действия водителя, так сказать, «в режиме реального времени». Каждый, кто употребляет алкогольные напитки, чувствует, что с ним при этом происходит – но не может в этот момент посмотреть на себя со стороны «трезвыми глазами», не может оценить правильно, адекватно свои действия. С другой стороны, невозможно представить свои чувства в тех обстоятельствах, которые с тобой никогда не происходили. Как преодолеть это противоречие?

Вот в чем заключается суть идеи. Строим автодром. Трасса достаточно сложная и достаточно безопасная. Любой желающий может, приехав на автодром на своей машине и заплатив энную сумму, пройти трассу на время, а затем выпить 200-250 гр. водки или бутылку вина и снова пройти трассу (если получится) и сравнить результаты. А также оценить повреждения, полученные автомобилем, просмотреть видеозапись своих действий и своего лица крупным планом. Домой уезжает на такси, либо пассажиром с трезвым другом за рулем. Пережитое на собственном опыте будет наглядным уроком и врежется в память навсегда.

Можно развить идею. В чем недостаток антиалкогольной пропаганды на телевидении? Ролики, показывающие нетрезвого водителя за рулем, являются постановочными. Трудно представить себя на месте этого человека, трудно ему сопереживать. Мы пойдем другим путем. Назовем телевизионный проект «Алкодром». Объявляем набор среди водителей, лишенных прав на длительный срок за вождение в нетрезвом виде. Прохождение трассы до употребления спиртного и после. Обязательно интервью – до и после. Автомобиль оборудуется видеокамерами, чтобы показать лицо водителя крупным планом. Каждый вечер – новый герой, точнее «антигерой» - наверное, страна должна знать и таких. Победители определяются SMS-голосованием и досрочно получают права из рук начальника ГАИ под подписку «больше никогда» и спецномера победителя шоу «Алкодром».

Понимаю, что осуществление проекта нереально – вряд ли должностные лица, от которых может зависеть его осуществление, разрешат вождение автомобиля нетрезвому водителю. Даже при его добровольном согласии и соблюдении необходимых мер безопасности. А общественный резонанс был бы большой, и антиалкогольный эффект соответствующий.

А вы как думаете?

Магистр педагогических наук

психолог В.С.Мазуркевич