Найти тему
Иван Колобов

Первый день в Армении.

Напоминаю, что речь идёт о поездке 2017-го года.

Друзья, как бы там ни было, а всё-таки первым днём я считаю день сегодняшний, потому что вчера день приезда особо не считался, так как приехали мы уже почти под вечер.

Но сегодня было посещение разных интересных мест, проба такого блюда как хаш. С названиями могут быть проблемы в этот раз, поэтому могу что-то просто не написать, так как если я даже их и понимаю, то не все могу запомнить, хотя и стараюсь.

Сразу оговорюсь, что комментарии я все получаю, но здесь порой отвечать на них бывает не совсем удобно. Я только осваиваю эту площадку. И так мы договорились вчера вечером, что в 8:30 утра у входа нас будет ждать машина. Мы встали, позавтракали, и собрав и проверив все вещи, вышли на улицу.

Там действительно ждала машина, и вышел человек, но не тот, Который нас встречал из аэропорта. Дело в том, что нас было 4 человека, и армен разделил нас на две машины. В первой группе с Арменом была Дарья, с который мы познакомились вчера, и Тарас. Во второй группе, соответственно, были мы с мамой. За нами приехал его друг Артур, который и сопровождал и вёз нас в течение всего этого дня. Пока ехали конечно же познакомились, общались. На определённом участке дороги мы остановились, что бы дождаться Армена, который в последствие поехал впереди нас и показывал дорогу.

Изначально мы приехали в город эчмиадзын.

Вагаршапа́т — город в Армавирской области Армении, один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны. Город Вагаршапат назван так по имени своего основателя, царя Вагарша I (117—140), и в II—IV веках был столицей Великой Армении. В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзи́н по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря — резиденции католикоса Всех Армян, центра Армянской апостольской церкви. Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской церкви. В городе находятся монастырь с резиденцией католикоса, Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения. В Эчмиадзине также находятся храмы Рипсиме (618), купольная базилика Гаяне (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694).

Эчмиадзинский монастырь

Эчмиадзинский монастырь — монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Деревянный собор был впервые построен в 303 году (вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии) и затем перестроен в камне в V и VII веках. Строительство собора связано с именем царя Трдата III и католикоса святого Григория Просветителя. Место для храма было указано Григорию Просветителю самим Иисусом Христом — прежде здесь проводились языческие обряды и поклонения местным богам. Возведенный в IV—V веках собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире. За всю свою историю он претерпел множество реконструкций. Первоначально, как и другие храмы, он представлял собой прямоугольное здание, но позже был перестроен в центрально-купольный собор.

Но до эчмиадзинского монастыря мы посетили ещё церковь Святой Гаяне.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи - изящные звонницы. На архитектурных деталях - орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

После посещения этих церквей Армен пообещал нам, что скоро мы будем есть вкусный хаш, но для этого нужно подняться на гору. И с этими словами мы отправились на гору арагац. Дорога занимает где-то часа полтора, по серпантину, мимо дач, пастбищ овец, мимо коров, которые довольно свободно разгуливают по дорогам. Армен с группой ехал впереди, Артур с нами держался за ним следом. Чем выше мы поднимались, тем холоднее конечно же становилось. Но +20 в горах - для нас это не так уж и холодно. Мы летом такой температуры не видели. Но что же это за гора такая?

Арагац, одинокий потухший вулкан, самая высокая гора на территории современной Армении и Закавказья. Этот замечательный памятник природы расположен на 40°32 восточной долготы, его центральная возвышенность охватывает площадь более 820 квадратных километров.

В доисторические времена вулканическое извержение, сопровождавшееся взрывом, разрушило вершину горы. Вокруг кратера неправильной формы — 2х1,5 километра, глубиной более 400 метров — возвышаются, как лепестки гигантского цветка, четыре вершины: северная — 4090 метров, западная — 4001 метр, восточная — 3916 метров и южная — 3879 метров. Кратер вулкана стал ледниковым цирком. Базальты, туфы, дациты и андезиты появились при извержении лавы из основного и нескольких боковых кратеров.  Породы налегают друг на друга и формируют ряд причудливых уступов, террас, спускающихся от вершины к основанию и продолжающиеся на поверхность окружающую гору. Туфы средней части горы имеют богатую гамму цветов – чёрный, тёмно-фиолетовый, жёлтый, розовый. Массив дополнительно отшлифован и отформован древним ледником.

Ледник выпахал тут и сгладил лучеобразные просторные долины, кары, цирки, оставил на память морены, высокогорные озёра, крупнейшее из которых – Кари, лежит на высоте 3207 метров. Потрудилась над породами, слагающими массив и сила выветривания. Результат его работы – это глубокие ущелья (до 500 м.), долины и скальные проходы в форме труб – фульгуриты. Снег на берегах озера Кари и выше начинает таять в июле и вместе с многочисленными холодными источниками, бьющими из скал, они дают начало горным рекам и водопадам.

С вершины Арагаца видна не только вся Армения, но и сестра вулкана библейская гора Арарат, которая сейчас находится на территории Турции, но продолжает дарить Армении красоту своего вида и постоянно и неустанно следит за близким ей народом. С вершины Арагаца как на карте Армении  видно северную часть страны с хребтами, покрытыми лесами, пересечёнными долинами рек. На юге – равнина Арарата с протекающей на ней рекой Аракс, с пшеничными полями, темнеющими садами, селами и городами. С юго-востока – горы Зангезура и Севан.

Арагац хранит на себе следы жизни людей разных эпох. На его склонах найдено 2 000 петроглифов, древние ирригационные системы, крепости, церкви. Из современных зданий здесь расположены: Бюраканская обсерватория, станция исследования космических лучей, метеостанции. Природные пояса горы разнообразны, тут можно совершить путешествие по полупустыням, дубовой роще, альпийским лугам и горной тундре.

Как и каждое знаковое место в любой стране, Арагац оставил память о себе в мифах и легендах.  Христианский Святой Григорий Просветитель, заходя сюда для молитвы, всегда видел перед собой негасимую лампаду, которую и сейчас могут видеть только посвящённые люди. По легенде горы Арарат и Арагац были сёстрами, которые поссорились настолько сильно, что тщетно пытавшаяся их примирить Марутасар, была вынуждена проклясть их так, что они стали навеки разлучёнными. Смотрят теперь друг на друга с грустью, но не могут изменить прошлого. В общем поднявшись на эту гору мы сели в ресторанчике, где и заказали такое блюдо как хаш. На самом деле Хаш чем-то напоминает наш горячий холодец. Но по мне так он гораздо вкуснее оказался чем холодец. :)

У хашеедов есть такая памятка: его можно есть в те месяцы, в названии которых есть буква «р». То есть с сентября по апрель включительно. Но, учитывая, что на Кавказе сентябрь, а иногда и октябрь, бывают жаркими, хаш начинает пользоваться спросом в ноябре-декабре.

В какой именно кавказской республике впервые появилось и прославилось это историческое блюдо, трудно уже ответить. А готовят хаш вкусно на Кавказе почти везде! Почти — потому что в некоторых северокавказских республиках, например в Чечне и Ингушетии, этот наваристый мясной бульон не популярен.

Для каждого любителя, это не просто еда. Это культура, традиция, ритуал. И здесь есть свои правила. К примеру, в Армении говорят: "Хаш не любит три вещи: коньяк, женщин и тостов". Коньяк мы не пробовали, женщины были и тосты тоже. Дело всё в том, что у Армена именно сегодня день рождения, поэтому не пожелать мы ему что-либо, просто не могли. Вообще армяне - народ, который всегда готов помочь, подсказать, спросить не нужно ли чего. Например придя в гостиницу, мы сразу были встречены менеджером Вартаном, который узнал как мы, нужно ли нам что и Т.Д.

Но продолжим про Хаш. В тарелку с мясным бульоном крошат тонкий армянский лаваш. Его специально готовят именно для этого супа, он должен быть сухим и хрустящим. Лаваша крошат много, чтобы в тарелке получилась каша.

Затем принято накрыть голову другим лавашем, мягким. Накрыться нужно будто простыней. И в этом «домике» остается человек наедине со своим горячим обедом. Хаш с лавашем принято есть руками. Конечно мы ничем не накрывались. :)

Приготовление такого блюда не требует спешки. Порой это может занять где-то часа так 24, так что если кто и решится, то нужно запастись терпением. Можно его варить и как наш холодец часов 7 - 8.

Отлично пообщавшись, вкусно пообедав, а в Армении, как выяснилось. не может быть не вкусно, мы отправились посетить крепость Амберт.

Крепость Амберд — исторический комплекс на склоне горы Арагац в Армении из замка VII века и церкви XI века. Амберд расположен на высоте 2300 метров над уровнем моря. Феодальные замки, подобные Амберду, во множестве воздвигались на территории Армении для защиты её земли от римлян и парфян, затем от византийцев, персов, татаро-монголов и турок.

Армянские строители были незаурядными фортификаторами, они строили свои крепости, используя естественную защиту. Это мог быть скалистый мыс при слиянии горных рек, либо неприступный утес, соединённый с горным массивом узкой полосою земли. Владетельные князья иногда строили свои крепости высоко в горах, куда неприятелю было труднее добраться. Кроме того, они прекрасно понимали, как важно держать в руках истоки оросительных систем.


Именно так поступили строители крепости-замка Амберд. Он возведён на мысе, ограниченном обрывами глубоких ущелий. Наиболее возвышенную часть крепости занимает многоэтажный замок. Исследователи предполагают, что его основой служит укрепление VII века. Замок возвышается над небольшим поселением крепостной челяди. Мощные стены крепости из крупных базальтовых блоков окружают мыс со всех сторон, делая её неприступной. Кольцо водосборных плотин на южном склоне Арагаца выше крепости удерживало воду после таяния снегов, оттуда она поступала в Амберд, крепость питали и родники, расположенные много выше по склону. 
В Амберде налицо все характерные черты феодального гнезда: выбор места, защищённого самой природой; система укреплений; забота о снабжении обитателей водою как в мирное время, так и при осадах. Архитектура замка и крепости проста, сурова и подчинена основному требованию — надёжно защитить от нападений. Крупные каменные блоки стен должны принимать на себя удары вражеских метательных снарядов и стенобитных орудий. Украшений никаких нет, только яркие пятна фаянсовых тарелок, вделанных в кладку под зубцами башен, поражают по поверью дурной глаз.


Вытянутое поперёк мыса здание замка с внешней стороны было укреплено башнями. Внутри оно делилось продольной стеной на две половины — одна, примыкавшая к башням, служила коридором, в другой было пять помещений, расположенных в ряд. Такая планировка, вероятно, была во всех трёх этажах. Перекрытия замка были плоскими, из деревянных балок, со стороны поселения в него вела дверь, запиравшаяся каменной плитой, которую надёжно удерживали от натиска толстые брусья. Решётки из железных прутьев защищали немногочисленные окна от непрошеных гостей. Над входом, в толще стены прорезаны бойницы, откуда с нападающими расправлялись, осыпая их градом стрел и каменных ядер.


Гость подымался в замок по широкой каменной лестнице, ведущей в парадные покои верхних этажей. Здесь, среди ковров и тканей, по обычаю покрывавших стены и пол, он мог отдохнуть после утомительного пути, любуясь через окна седым Араратом. Здесь же он мог освежиться студёной водой, которую из далёких родников в расположенную в нижнем этаже сводчатую цистерну приносил водопровод, сооружённый из глиняных труб. Когда же в небе загорались первые звёзды, колеблющееся пламя бронзовых светильников прорезало сумрак покоев, из фигурных курильниц струились ароматы смол, в драгоценные кубки и расписные фаянсовые чаши лилось янтарное вино, привезённое из аштаракских или вагаршапатских садов. Бронзовые светильники, курильницы и ступки, обломки фаянсовой посуды, туалетных флаконов из расписанного египетского стекла и другие предметы материальной культуры той эпохи были обнаружены здесь при археологических изысканиях. В 1026 году, по повелению прославленного военачальника Ваграма Пахлавуни, в крепости сооружается одна из лучших по своему благородному изяществу церквей Армении. Зодчий воздвиг церковь на суровом утёсе, также сурова и её архитектура, которую оживляет лишь обрамление южной двери, выполненное в крупных формах. К этому же времени, вероятно, относится и небольшая баня, сохранившаяся в развалинах неподалеку от замка. Предполагается, что замок Амберд был основан князьями Камсаракан, затем замок перешёл во владения армянского военачальника Ваграма Пахлавуни. Впоследствии он был куплен армянскими правителями из династии Багратуни, превратившими замок в основной форпост своего царства.

Впервые замок в XI веке захватили турки сельджуки, в XIII веке замок был окончательно разрушен монголами в 1236 году.

Походив и пофотографировавшись там, мы отправились в обратный путь до Еревана. Доехав до города, мы заехали в ресторан мельница, где кушали вчера, попить чего-нибудь, потому что после огромной тарелки с Хашем, кушать не хочется до сих пор. :)

Вот такой он был, первый день в Армении. Завтра мы идём гулять по самому Еревану, а 18 и 19 августа, мы едем в Татев, и ещё по другим монастырям. Всё за один день охватить не получится, поэтому Арменом заранее был забронирован отель, где мы и останемся на ночь.

Всем всего самого доброго, и, конечно же, продолжение следует.