В какую область не посмотри, везде имеются свои стереотипы. Если говорить тяжелой музыке, то всяких иррациональных мифов, очень плотно сросшихся с субкультурой – вагон и тележка сверху. Сегодня поговорим о субкультуре внутри субкультуры – о блэке. А именно, о мифах, которые лично меня изрядно раздражают. Некоторые из них достаточно редко попадаются на глаза, но некоторые достают так, что хочется писать статьи, подобные этой. Отдельно хочу отметить, что главным злом в создании и распространении подобных мифов являются всякие там музыкальные издания и т.д., держитесь от них подальше. Другими словами, мифы часто появляются из-за того, что в них кто-то финансово заинтересован.
Миф No 1: Venom были первой блэк-метал группой
Пожалуй, самый простой, но и самый раздражающий миф. Если Venom и заиграли что первыми, то это тогда уж speed metal, обогнав в этом на несколько лет дебютники Metallica и Slayer. Блэк метал они никогда не играли, всю карьеру они играют что-то в пределах хэви/спид/трэш метала. Но миф имеет под собой фундамент: Venom дали название будущему жанру: их второй альбом, вышедший в 1982 году, называется "Black Metal". Настоящими первопроходцами жанра являются Bathory (их дебютник "Bathory" вышел в 1984 году), они вдохновлялись в том числе и Venom. Но это не делает саму музыку Venom хотя бы на йоту ближе к блэк металу. К тому же, самая идея мифа противоречит здравому смыслу, ведь блэк вышел из трэша, а во времена первых двух альбомов Venom трэша ещё даже и не существовало.
Миф No 2: первая волна и есть настоящий блэк
На самом деле, то, что называют блэком, появилось в Норвегии в 90-ых, а почти все 90-ые это уже вторая волна. Первая волна это прото-блэк, трэш-блэк, но ни как не black metal.
Миф No 3: группы первой волны заложили музыкальные основы жанра
Скорее нет, чем да. Абсолютное большинство групп, кого любят относить к первой волне, музыкально ничего в себе блэкового не несли. В Абсолютном большинстве случаев, это трэш метал группы, которые:
1) не смогли выбиться из андерграунда.
2) имели качество записи ниже среднего.
3) звучали немного грубее того, что из себя представлял американский трэш, доминирующий, на тот момент, мейнстрим тяжелой музыки. Очень часто, это исходило из предыдущего пункта.
4) имели антирелигиозную лирику.
Тем не менее, некоторые группы однозначно заложили музыкальные основы жанра, пускай и 100% блэковыми их назвать нельзя. Шведский Bathory это легенда, тут и так всё ясно, но не менее важными я считаю венгров Tormentor и чехов Master's Hammer.
Миф No 4: блэк вышел из только трэша
Это скорее применимо к дэт металу. Настоящий блэк, основанный в Норвегии, имеет корни не только в трэш метале, но так же в панк-роке, традиционной фолк музыке, электронике и даже классической музыке. Более того, сам трэш обязан своим появлением панку. Ну и что thrash metal, что прото-блэк, впервые появились в 1984 году, так что даже отцовство трэша по отношению к блэку слегка натянуто.
Миф No 5: black metal это сатанинская музыка
Истерия СМИ вокруг блэка началась в 1993 году, когда Варга арестовали за поджоги церквей и убийство Евронимуса (гитарист Mayhem).
Сейчас Варг выглядит совсем иначе.
Нет, хотя бы только потому, что не существует однозначного определения того, что такое сатанизм. Если уж совсем максимально строго по историческому канону, то абсолютно всё, что хотя бы минимально расходится с доминирующей католической парадигмой, это сатанизм, включая даже другие крупные течения христианства. Но есть и более приземлённые причины почему нет. Этот стереотип обязан трём пунктам:
1) Это имеет корни из привычки родом из первой волны – относить антихристианскую лирику к блэку. Хотя почему одних это относило к блэку, а других – к дэту, непонятно. Тоже самое можно и сказать о том, почему одних музыкально относят к первой волне блэка, а других – к дэту.
2) Истерия СМИ. Когда в Норвегии начались поджоги церквей и прочая чернуха, СМИ нужно было разделаться с новой субкультурой по полной. В английском языке это называется character murder, очернение образа через дезинформацию, пропаганду и переписывания истории. Собственно говоря, именно СМИ и являются главными создателями сатанинского образа бм, не музыканты и даже не музыкальные критики. Только вот эффект это дало ровно противоположный, а не тот, который задумывался. На самом же деле, большинство норвежских первопроходцев бм придерживаются неоязыческих взглядов, в большей или меньшей степени. К тому же, они все терпеть не могли Антона ЛаВея, американца, который додумался зарегистрировать сатанинскую церковь как официальную религиозную конфессию.
3) Дополнительно добавляет эффекта то, что главными законодателями моды в бм являются Darkthrone. Из всех первопроходцев норвежской сцены, Darkthrone были единственные, кто явно тяготел к сатанинской тематике, но именно на них ровняются чаще, чем на кого либо другого. К тому же, что такое первая волна блэка и кто в неё входил, во многом основано на личном мнении Фенриза из Darkthrone, а не на каких либо объективных критериях.
Что же до слушателей, то абсолютному большинству фанатов тяжелой музыки вообще +/- до фонаря что там поётся, и не важно, о блэке речь или о любом другом жанре метала. Отдельно стоит отметить, что есть ещё фактор соблюдения традиций: как было раньше, так и надо продолжать (и это далеко не только про музыку). В тяжелой музыке это частенько выражается в позиции типа "о чем петь, мне пофиг, но раз принято об этом, то и я так же". Поэтому лирика многих метал групп не имеет какой либо ценности. Так же, стоит упомянуть, что многие метал коллективы из себя представляют клоунов-провокаторов, которые занимались массовым троллингом задолго до появления интернета.
Фото современных Darkthrone. Слева – Fenriz, справа – Nocturno Culto.
Тем не менее, антихристианская тематика это одна из основных лирических тем в жанре.
Миф No 6: вторая волна обязана первой
На самом деле, ровно наоборот, как бы это не звучало, на первый взгляд. Мало того, что музыкально общего не много, так ещё и популярность первая волна получила только после успеха второй. Даже легендарные Bathory к началу 90-ых были нафиг никому не нужны и уже были скорее из разряда забытых групп, что уж тогда говорить об остальных. Тут, опять таки, всё благодаря Фенризу, который активно пиарил те группы. В каком-то смысле, Фенриз вообще уникальный чел: в то время, как другие громко орут о своём новаторстве и уникальном стиле, хотя сами могут вообще этими качествами не обладать, Фенриз постоянно пытается сделать вид, что его музло (объективно, до Darkthrone никогда и близко не существовало) уже давно было по много раз сыгранно до него.
Миф No 7: Mayhem основали (норвежский) блэк
Многие мифы, связанные с Mayhem, исходят от покойного гитариста Евронимуса, убитого Варгом. Точнее говоря, исходили, больше не исходят)) Mayhem были одной из самых первых метал групп Норвегии, этого не отнять. К тому же, Евронимус был владельцем небольшого лейбла и музыкального магазина, так что его роль в раскрутке жанра – велика. Но первым чисто 100% блэк метал альбомом является второй альбом Darkthrone "A Blaze In The Northern Sky", вышедший в 1992 году. Именно по нему проходит историческая граница конца первой волны и начала второй. Но это, конечно же, не отменяет того, что Mayhem – одна из самых важных групп в истории создания жанра, а так же самая скандальная метал-группа в истории.
Миф No 8: шаблон звучания труЪ блэка
Наверное, самый живучий миф из всех: узкие рамки вокруг того, что можно считать тру блеком, а что – нет. Чаще всего, с оглядкой на классическое звучание Darkthrone. Миф разбивается Варгом из Burzum: изначально тру блэк означало иметь собственный, уникальный стиль, не звучать как остальные. Сегодня же это скорее назовут хипстерством.
Миф No 9: понятия вокруг труЪ блэка
Помимо строгих рамок звучания, есть ещё куча вещей которые тру бм группа обязана соблюдать. Зачастую, нарушение одного из таких пунктов может стать достаточным, чтобы ряд фанатов (а иногда, и музыкантов) сразу же стал бы переходить группу из 'андеграунда' в 'мейнстрим'. Миф разбивается Фенризом: согласно ему, среди музыкантов, с самого начала не существовало единства по этому вопросу. Одни больше хотели никогда не выходить из андерграунда, другие – прорекламировать себя и жанр настолько, насколько это возможно.
Миф No 10: блэк это крайне однотипная музыка
Это мнение встречается среди тех, кто плохо знаком с жанром или же не понимает его. Конечно же, некоторые рамки есть, но всё далеко не так плохо: в блэке огромнейшее количество поджанров, да и сама экспансия блэка зашла достаточно далеко, в том числе и в скрестившись с достаточно неожиданными направлениями. В каком-то смысле, музыкально, блэк распространяется почти что как вирус, проникая во всё более далёкие стили музыки, присоединяя их к единой черной массе (о как! :D). Уже где блэк только не мелькал к 2019, даже сразу и назвать сложно. Своим существованием этот миф скорее всего обязан цикличности музыки в наиболее стандартных формах блэка. Ну а так же всяким ‘неосиляторам’.
1 из самых необычных экспериментов в блэке за последние несколько лет, российская группа Uratsakidogi скрестила блэк с рэпом, в юмористической (сатирической) манере.