В хороший фильме "Школа рока" 2003 года главный герой говорит слова ставшие известными ещё до фильма: "Те, кто не могут, преподают, а те, кто не могут преподавать, преподают физкультуру". Так ли это? Зачем, вообще, американцы становятся учителями?
Есть у меня один коллега, который защитил свою кандидатскую (американцы называют её докторской или PhD), как и его жена, и пошёл преподавать в местных вузах (community colleges). В одном таком вузе не удалось набрать часов на полную ставку, поэтому пришлось мотаться по трём разным в округе, когда только на одни переезды уходило часа три в день. Преподавал историю.
Года через два или три узнал о существовании частных школ. О них все знают, но устроиться туда на работу либо не получается, либо просто не приходит в голову. Кажется, на какой-то очередной встрече (более успешных) выпускников его университета, где все тоже с кандидатскими были, кто-то посоветовал ему не биться головой об стенку, а попробовать частные школы.
Нелегко было принять такой совет, так как мой коллега ещё до свадьбы со своей будущей женой горячо спорил о целях его и её образования. Её позиция была (и есть) предельно проста:
Зачем тратить столько времени, сил и денег на высшее образование, чтобы потом зарабатывать копейки?
Практически везде люди так и меряют свои достижения в жизни. Когда указана зарплата или состояние человека, легче понять, неудачник это или успешный человек. Мы можем не любить олигархов (или даже ненавидеть их), но неудачниками их никто не считает. При удобном случае многие пошли бы по их стопам, чтобы взять от жизни как можно больше.
По всей видимости, зарплата для моего коллеги не была мерилом успеха, и он решил подать документы в агентство по поиску работы в частных школах. Если у него с женой были споры о применении его кандидатской в преподавании на уровне вуза, то переход в разряд школьных учителей уже грозил скандалом. Представьте себе, каково жене получать в два, а то и в три, раза больше мужа. Это же огромное искушение видеть себя тянущей лямку семейного дохода сильнее, чем это делает муж, из-за чего, кстати, фильм "Москва слезам не верит" чуть не оборвался на самом интересном месте, когда счастье было уже совсем близко.
Однако, ничего страшного не произошло. Уже несколько лет работает мой коллега обыкновенным учителем истории вместе со мной. Иногда в шутейных разговорах проскакивают упоминания о разнице между зарплатами его и его жены, но живут, вроде, дружно. Да и он сам старается пробиться в администрацию. Она ему, скорее всего, не нужна, но там зарплата может сильно подскочить, а это возможность сказать жене с гордостью:
Видишь? И в школах можно зарабатывать.
Почему администрация может оказаться ему ненужной? Потому что он - учитель. Ну, не тянет его ни в какие другие профессии. Была у него возможность начать успешную карьеру в одной серьёзной компании. Сейчас был бы на уровне какого-нибудь вице-президента, но не тянуло. Живое общение с людьми (хотя бы и со студентами или даже со школьниками), где его знания и мысли были кому-то нужны, перевешивало любую перспективу высокой зарплаты.
В нашей школе работает ещё один учитель, тоже наш ровесник, которого занесло в администрацию школы. Случайно его туда занесло. Парень толковый, язык подвешен, идеи интересные. Почему бы и не продвинуть его по службе, подумали в начальстве? Зарплата сразу поднялась, вместе с престижем. Работай себе и радуйся. Но спустя пару лет он так загрустил в своём маленьком кабинете без общения с учениками, как это было раньше, что жалко было смотреть на парня. Теперь он снова преподаёт. Как заново родился.
Я прекрасно понимаю и того, и другого коллегу. У самого была возможность начать работу инвестиционного аналитика в хорошей компании, но каждый день, сидя за своим рабочим столом и уставившись на экран компьютера, я думал об одном и том же, когда узнавал что-нибудь интересное о нефти во время своей летней практики:
Вот об этом я точно расскажу своим ученикам!
О той летней практике я написал здесь. И вот уже много лет рассказываю о ней ученикам.
Призвание? У кого-то призвание стать нефтяным магнатом. У кого-то - футболистом или мамой. Кто-то становится, например, писателем и не потому, что он хочет стать таким же высокооплачиваемым, как Стивен Кинг, а потому что его и хлебом кормить не надо: дай ему блокнотик с ручкой и ноутбук, чтобы записывать свои мысли, и это будет самый счастливый человек на свете. Он бы вообще бесплатно писал, как я это делаю каждый день, просто потому, что если он не сделает этого, то день будет прожит совершенно зря.
И с учителями дело обстоит так же. Работодатели, наверняка, знают, что учителя идут в эту профессию не ради денег, а ради самой работы с учениками, поэтому и зарплат хватает только на самое необходимое в жизни учителей. Это тема для отдельной заметки, но если вкратце, то чем монотоннее работа, тем выше зарплата. А если за неправильно выполненную монотонную работу ещё может здорово влететь, вплоть до тюремного срока, то зарплата будет просто сказочной. Ну, кто ещё согласится на такие условия? Это же экстрим, удел не каждого.
И это пока ещё в благополучной Америке учителя работают, большей частью, на энтузиазме, компенсирующем их невысокие зарплаты. Как работали мои учителя в начале 1990-х в России, когда зарплаты задерживали по месяцам, мне просто невозможно представить. Моя мама была в их числе. Ведь могли стать челноками, но нет, шли на уроки. И какие уроки-то были. Тут страна разваливалась, а они нас учили так, как это делают учителя в самых престижных школах мира. Низкий им поклон за героизм.
Вот такие они, учителя, что в Америке, что в России. Одного поля ягода. Ну, а глядя со стороны, любой может посчитать, что человек учит других тому, что сам не умеет делать.
Спасибо, что дочитали. Если понравилась заметка, жмите палец вверх. Подписывайтесь на канал и пишите в комментариях. До новых встреч!