Для многих древнегреческая литература - это что-то такое далекое и темное, что читать не очень интересно и мало что понятно. Когда на первом курсе университета довелось читать поэмы Гомера, они навевали только тоску и уныние. Однако при чтении за бортом у нефилологов остается столько всего, в чем я решила разобраться самостоятельно и о чем сейчас расскажу поподробнее.
При погружении в недра древнегреческой литературы не буду далеко уходить я с привычной мне почвы истории, но загляну в неведомые миры филологии, истории литературы, философии, культурной антропологии и много другого.
И открыть этот цикл вольных конспектов хотелось бы, конечно же, с самых темных времен греческой истории. Однако давайте по порядку. По заветам Маркса и Ленина прежде всего вперим взоры в исторический контекст и обрисуем кратко период, чтобы разложить все по полочкам. Интересующее нас сегодня время относится к периоду архаики (или ранней Греции), охватывавшему все события до начала V века до н.э. Этот период также делится на 3 подпериода:
1) догомеровский (или долитературный);
2) гомеровский (сюда относятся древнейшие литературные памятники Гомера и Гесиода);
3) послегомеровский (эпоха становления "рабовладельческого общества").
Гомер возник не на пустом месте. До него существовало развитое устное творчество. Канула в Лету, но сохраняла в преданиях свои следы микенская культура, бравшая начало из еще более древней критской, существовавшей во 2 половине II тысячелетия до н.э. Критская культура была высокоразвита, имела свое искусство и письменность, которая развилась из рисуночного письма, превратившегося в иероглифы, а затем в линейное письмо «А» и «Б». Ученые до сих пор бьются над расшифровкой линейного письма «А», которое выглядит вот так:
Если говорить о племенах, волнообразно населявших южную часть Балканского полуострова , то стоить упомянуть сначала ахейцев и данайцев. Пришедшие на территорию Греции извне, эти племена ассимилировали проживавших здесь «пеласгов» и «лелегов». Ахейцы имели примитивную рабовладельческую систему, традицию постройки военных укреплений и сами были очень воинственными. Уже у ахейцев в пантеоне засветились Зевс, Гера, Афина, Посейдон и прочие. Именно ахейцы вторглись на Кносс и приспособили существовавшую там письменность к своему языку. Таким образом, линейное письмо В, возникшее около 1500 года до н.э., применялось в критском городе Кносе и на материке (Пилос, Фивы, Микены). Расшифровал письмо «Б» англичанин М. Вентрис, предположив как раз, что это слоговое письмо греческого языка, когда письмо «А», вероятно, использовалось носителями негреческого.
После упадка критской культуры начинает свое развитие материковая (т.е. микенская) культура, которая приходит в упадок уже через 5 столетий. Вероятно, ахейцы слишком много сил тратили на ведение войн, которые привели к ослаблению центров и падению уровня культуры. В этот же период началось вторжение неизвестных «народов моря», разоривших крупные центры. Следом за ними начали свое проникновение «доряне». Дорийские племена оттесняют ахейцев с их мест, которые предпочитают мигрировать на острова Эгейского моря и малоазийское побережье.
Этот неспокойный период с откатом уровня культуры и прогресса на несколько шагов назад называется «темным периодом», тянувшимся до VIII-VII веков. Забывается письменность, происходит децентрализация, но при этом сохраняется технический прогресс, и они открывают железо. Новая эра разблокирована. Из-за ослабления связей возникает несколько диалектов греческого языка. И тут мы подходим к самому интересному. Достижения славных культур прошлого уходят из памяти, постепенно забываясь, но людям надо как-то объяснить существование разных племен и диалектов. И тут к работе приступает человеческая фантазия и мифотворчество.
И что мы получаем? Миф об Эллине и трех его сыновьях – Доре, Эоле и Ксуфе. Ничего не напоминает? После изучения и разбора греческой мифологии невероятно очевидными кажутся параллели между нею и ветхозаветной мифологией. У Ксуфа, по каким-то причинам не давшего название племени, имелся сын Ион. И племена с диалектами имели названия дорийских, эолийских и ионийских. Были и другие племена, вступавшие в сложные языковые отношения, но для рассмотрения последующего литературного процесса достаточно и трех главных.
Греческий фольклор почти не сохранился и дошел до нас только в более поздних записях. Однако можно сказать, что основными типами были мифы и сказки, заклинания, песни, пословицы, загадки и т.д. Поэзия была исключительно коллективной, индивидуальное начало в ней не проглядывало. Вся информация, в которой заключалось понимание окружающего мира, истории, законов природы и общества, нашла отражение в мифологических образах. Мифотворчество – закономерный этап развития любого народа. У любого Homo sapiens sapiens в мозгу работает несколько интересных механизмов. Первый требует от нас объяснить все вокруг, второй – увидеть закономерности. Именно это и приводит к пышному расцвету мифотворчества, которое не угасает даже в наш атомный век.
Грекам необходимо было объяснить всю космогонию, свое происхождение, все природные законы, все человеческие и политические взаимоотношения. Каждое племя имело свой миф о собственном возникновении, которое определяло взаимоотношения с соседями. Мифы являлись уникальной единицей передачи всей базы знаний, накопленной к тому времени. При этом человек не мог отделить существенный элемент предмета от несущественного, верил в то, что действия с предметом помогут добиться желаемого результата (магия). Для достижения цели достаточно было только проиграть сценку исполнения задуманного и готово. Со временем возникает сложная система обрядов, связанных с каждым шагом человека. Обряды зачастую копировали природные циклы, воссоздавая их, правда, не как последовательный процесс, а как борьбу двух противостоящих сил. На ум сразу же приходит День и Ночь, Зима и Лето, Жизнь и Смерть. В связи с последним возникает обрядовая игра посвящения мальчика в мужи, которая символизирует переход его из одного состояния в другое. Это не мыслилось по иному, кроме как через смерть и возрождение. То есть обряд посвящения – это не что иное, как обрядовая смерть и возвращение к жизни.
Эта тема смерти и возрождения особенно завязана на культе плодородия в земледельческих общества. Эта деятельность являлась самой важной. Такие культы не использовали смерть напрямую, скрывая ее метафорически за такими мифологическими образами, как похищение, уход, оплодотворение. Самое время вспомнить греческий миф про Персефону, похищенную Аидом, но возвращавшуюся к матери Деметре, богине земледелия.
В мифологии уже содержатся начатки науки и искусства, но их элементы еще не дифференцированы, вплавлены в художественную оболочку. Именно развитая система греческой мифологии стала достоянием греческой литературы от предшествующих Гомеру веков. И, соответственно, в греческой мифологии выделяют очень много напластований из разных периодов, предшествующих появлению «Илиады» и «Одиссеи». Центры микенской культуры нашли отражение в мифологии, значит окончательно она складывается в микенский период. Чем важнее был микенский город, тем чаще он встречается в греческих мифах. И получается очень интересно, что более древние мифологические представления проходили обработку позднейшей микенской культуры.
Даже при отсутствии письменного фиксирования устного творчества, оно было очень сильным и непрерывным, что позволило Гомеру, спустя сотни лет от микенского периода, основать свои произведения на устойчивой базе именно этой мифологии. И позволило Генриху Шлиману, опираясь на греческие мифы, найти Трою.
Как я уже писала, существовала сильная устная традиция, позволившая Гомеру опираться на огромный пласт народного фольклора при создании «Илиады» и «Одиссеи». Однако не все из существовавшего сохранилось для потомков. До нас дошла только одна народная сказка, получившая отражение в «Метаморфозах» Апулея – это «Амур и Психея». В «Одиссее» встречаются множественные отголоски, которые, увы, не позволяют реконструировать что-либо полностью. Сказки считались чем-то недостойным, поэтому не собирались. Лучше всего из других жанров сохранилась песня. Стих сочетался с пением и телодвижением. Эти песни распевались во время работ, и под каждую работу существовала своя песня. Существовали даже профессиональные певцы – аэды – которые соревновались друг с другом.
Помимо рабочих песен создаются гимны разным богам. Эти гимны получали название в зависимости от бога, которому посвящались. Так, Аполлону пели ном\пеан, Дионису – диферамб и т.д. Гимны строились по определенному шаблону – во время пения обязательно называли бога по имени и его эпитету, чтобы он не мог отвертеться и обязательно явился, славословили его мощь, упоминали об оказанных ему почестях со стороны просящего, чтобы он сделал услугу за услугой. Только после этого поющий озвучивал просьбу.
К VIII веку начинаются изменения в жизни греков – развиваются полисы, усиливаются торговые и культурные связи с Востоком. Возникает потребность точнее отображать действительность – это приводит очеловечиванию всех персонажей мифов, постепенно устраняются чудесные элементы преданий. Метафизические вопросы не поднимаются в мифах о бессмертных богах и героях, так что начинается развитие философии и науки.
Следующая тема - Гомеровский эпос
Использованная литература:
Тронский И.М. История античной литературы
Бразертон Р. Недоверчивые умы