В преддверии празднования освобождения Кремля от польско-литовских интервентов ополчением Минина и Пожарского в 1612 г. уместно вспомнить о молодом талантливом полководце М.В. Скопине-Шуйском и о важной роли, сыгранной Александровской слободой в событиях 1609 г.
В 1608 в окрестностях Слободы вовсю хозяйничали польско-литовские отряды Я. Сапеги и А. Лисовского. Место привлекало захватчиков своим стратегическим расположением на перекрестке торговых путей из Москвы на север через Троице-Сергиеву Лавру, Александровскую слободу, Переславль-Залесский, Ростов и Ярославль и во владимирское Ополье – Юрьев-Польский и Суздаль.
«Сапеженцы» и «лисовчики» рассылали фуражиров для сбора кормов и провианта, которые безжалостно обирали местное население. В документах коллегии экономии говорится о полном уничтожении располагавшегося между Новой Александровой и Старой слободами монастыря Симеона Столпника.
Доведенные до отчаяния слободские жители были вынуждены принести присягу Лжедмитрию II, о чем сохранилась запись в «Дневнике Яна Сапеги», анализ которого был сделан коллективом авторов под руководством И.О. Тюменцева. «Первыми целовали крест Вору 27 сентября (7 октября) жители Александровой слободы и прилегающих дворцовых волостей и станов».
Жена Лжедмитрия II отметилась в Александровской слободе ночевкой 25 ноября 1608 г., когда возвращалась из ярославской ссылки. В июне 1609 г. царик попытался передать ей во владение Слободу и прилегающие к ней дворовые села «на ее нужды», но, «как видно из его грамоты Я. Сапеге с тем же успехом Слободой и прилегающим к ней волостями по-прежнему продолжали владеть наемники сапежинского войска».
«Дневник…» свидетельствует о том, что сам Сапега бывал в бывшей царской резиденции неоднократно. «Сапеженцы» чувствовали себя полными хозяевами территории до осени 1609 г., пока не подошли русские отряды, усиленные наемниками.
Первые успешные бои по овладению Слободой войсками М.В. Скопина-Шуйского состоялись между 19 (29 октября) и 24 октября (4 ноября) 1609 г. Как написано в Бельском летописце: «Тое же осени боярин князь Михаило Васильевич Скопин-Шуйский ис Переславля-Залесского посла от себя шурина своего Семена Васильевича Головина со многими людьми и с русскими и с немецкими, с конными и с пешими, под Александрову слободу. И польских и литовских людей тут много побили и живых поймали и город взяли».
Из «Дневника Я. Сапеги»: «20 октября. На рассвете приехал к Е.М. [его милости] трубач пана Треншиевского с известием, что изменники передовым отрядом напавши ночью, ударили на Александровскую слободу и на тех людей, которых там Е.М. расположил в четыре хоругви».
Вместе с русскими полководцами (С.М. Головиным, В.Г. Волуевым) сражались и шведские союзники – Иоганн Мюр и Христиан Сомме. Последний вместе Василием Григорьевичем Волуевым сооружал фортификационные сооружения – шанцы и остроги, а также обучал новобранцев. По свидетельству Писцовой книги 1628-1630 гг., площадь острога была обширна – «от большой Юрьевской дороги по Мамоновскую Слободку около города 4 десятины [почти 4,4 га.]».
Подошедшие отряды М.В. Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди разместились в отдельных укрепленных лагерях. Предположительно, что русские встали в остроге, а шведы – в самой Слободе. На подмогу войскам Скопина-Шуйского подошли ополченцы из Москвы, Владимира, Ярославля, Тутаева (Романова), Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода.
В своей «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзин написал: «… уже Слобода Александровская как бы представляла Россию и затмевала Москву своей важностью. Туда стремились взоры и сердца сынов отечества: туда и воины, толпами и порознь, конные и пешие, немногие в доспехах, все с мечем или копием и с ревностью».
Решающие сражения с поляками происходили на Филлипов (Рождественский) пост. (Длится с 28 ноября по 6 января). Как написано в Новом летописце: «Приде под Слободу ис-под Троицы Сапега со всеми литовскими людьми. Князь Михайло ж Васильевич посла против их на бой к селу Коринскому голов с сотнями. Литовские ж люди русских столкнуша и топташа их до самых надолбов. Князь Михайло ж Васильевич со всеми людьми выде противу их, и бысть бой велик. И по милости Божьей Литовских людей побиваша и от Слободы отогнаша…».
12 января 1610 г. Сапега, получив известие о выступлении армии Скопина-Шуйского из Александровской слободы, снял осаду с Троице-Сергиева монастыря и без боя отступил к Дмитрову. 12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского торжественно вошли в Москву.
Летописец в «Повести о победах Московского государства» записал: «И была в Москве радость великая, и начали во всех церквах в колокола звонить и молитвы Богу воссылать, и все радости великой преисполнились. Люди же города Москвы все хвалили мудрый добрый разум, и благодеяния, и храбрость Михайла Васильевича Скопина-Шуйского».
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.