Найти тему

Россия: семья и родство, социализация

Оглавление
Изображение Gordon Johnson с сайта Pixabay
Изображение Gordon Johnson с сайта Pixabay

Брак, семья и родство

Брак

Романтическая любовь считается единственной приемлемой мотивацией для вступления в брак, и существует давняя традиция в литературе, поэзии и песне идеализирующей страсть влюбленных, обычно с трагическим подтекстом, хотя непристойные подходы к этой теме также популярны. Современная практика также высвечивает более прагматичные и циничные аспекты брачных отношений, такие как улучшение экономического положения или жилищных перспектив. Люди часто встречаются с партнерами в школе, университете или на работе, хотя дискотеки и клубы в городах стали популярными местами встреч. Общепризнано, что добрачные половые отношения допускаются, и браки, возникающие в результате незапланированной беременности, не являются редкостью.

С 1930-х годов средним возрастом вступления в брак считается двадцать три года. Сожительство терпимо, но законный брак является предпочтительным вариантом. Хотя экономическая нестабильность привела к тому, что многие вступают в брак позже или вообще не вступают, 97 процентов взрослого населения вступают в брак к 40 годам, а большинство - до 30 лет. Примерно половина всех браков заканчивается разводом. Экономические трудности и алкоголизм являются основными факторами, способствующими этому. Этнические браки стали довольно распространенными в советское время, и большинство людей имеют, по крайней мере, одного предка другой национальности.

Многопоколенческая расширенная семья, проживающая с семьей мужа, характеризовалась крестьянской жизнью до ХХ века, хотя размер семьи варьировался в зависимости от региона. Среди аристократии размер и структура домохозяйства были более гибкими, хотя жесткий патриархальный контроль над трудом и поведением домохозяйства был стандартным для всех социальных классов. Одна из целей революции заключалась в замене традиционной семейной практики на неавторитарные общинные жилые единицы. Этот эксперимент был недолгим, и после 1930-х годов ценности семейной автономии и неприкосновенности частной жизни пережили вторжение государства. Семья является наиболее важной ячейкой домашнего хозяйства, и большинство супружеских пар хотят иметь собственную квартиру подальше от своих родителей. Нехватка жилья и высокая стоимость нового жилья сделали это проблемой, и семьи часто живут в квартирах, рассчитанных на три поколения, иногда в стрессовых условиях. Многие пары с детьми живут с овдовевшим родителем одного из супругов, чаще всего с бабушкой, которая обеспечивает уход за детьми и приготовление пищи. Ежемесячная пенсия бабушки и дедушки может стать существенным вкладом в семейный бюджет.

Наследство

До революции собственность дворян делилась между всеми живыми сыновьями, в результате чего крупные имения часто распадались на части. Среди крестьян домашнее имущество включало инструменты, одежду и предметы домашнего обихода, а пахотные, пастбищные и лесные земли находились в общем владении деревни и регулярно перераспределялись для обеспечения каждой семьи землей в достаточном количестве. Семьям, в которых было больше женатых сыновей, были выделены большие участки земли. Этика эгалитаризма в вопросах наследования собственности остается сильной.

Начиная с советского периода и по сегодняшний день и для большинства семей наиболее важными объектами недвижимости являются квартиры и дачи. Для того чтобы дети имели законное право на жилье своих родителей или бабушек и дедушек, необходимо официально зарегистрировать детей в качестве проживающих в этих местах до смерти правообладателя. В противном случае имущество может быть возвращено правительству. С появлением новых богатств законы о наследовании пересматриваются, однако существуют разногласия по поводу налогов и правовых процедур.

До середины XIX века широко использовались родственные термины для обозначения более шестидесяти конкретных отношений; с социальными преобразованиями прошлого века число таких терминов сократилось. Даже на больших расстояниях между человеком и его братьями и сестрами, бабушками и дедушками, тетями и дядями, кузенами и их семьями, племянницами и племянниками поддерживаются тесные отношения, и многие люди поддерживают связь с более дальними родственниками. К числу факторов, обусловливающих поддержание тесных связей, относятся важность поддержки в трудные времена,регулярные посещения родственников в родовых деревнях в летнее время для отдыха, работы или посещения семейных могил. Произошло возрождение интереса к аристократическим корням. Исследования родословной приобрели большую популярность, и некоторые члены аристократических семей за рубежом вернулись навестить бывшие имения своих семей и вновь утвердить свой чин. Многие люди заинтригованы романтикой и драмой великих семей прошлого.

Социализация

Уход за младенцами

Большинство женщин рожают в переполненных и недоукомплектованных родильных домах. Практика родов отражает традиционную идеологию: рожающие матери должны быть стойкими и подвергаться критике за плач или жалобы. Женщины остаются в больнице не менее недели после родов, в течение которых отцам разрешается видеть мать и ребенка только через стеклянное окно. Есть опасения, что отцы могут распространять микробов.

Государственные пособия по беременности и родам и законы об отпуске по беременности и родам являются щедрыми, хотя они часто не соблюдаются частными предприятиями, и беременные женщины могут быть уволены. Раньше младенцев пеленали при рождении, а затем плотно обертывали и связывали, за исключением ванн и мембран. Считается, что иначе они могут пораниться. Многие традиционные представления о сглазе и других природных или сверхъестественных опасностях окружают беременность, роды и новорожденных. Хотя их нянчат, с совсем маленькими детьми можно говорить так, как будто они понимают "цивилизованное" поведение, и их могут ругать за плач, хватать или таскать за волосы. Младенцев держат в тепле, но они также получают свежий воздух; часто родители или бабушки гуляют в парке в морозный день с сильно обвязанным младенцем, лицо которого выглядывает из одеял в коляске.

Воспитание и образование детей

Советское государство предоставляло детские сады и дошкольные учреждения для самых маленьких детей до семилетнего возраста. В стране никогда не было достаточно рабочих мест, поэтому матери, возвращающиеся на работу после отпуска по беременности и родам, могут полагаться на бабушек или других родственниц.

Целый ряд методов обеспечивает привитие детям ценностей общинной ответственности и правильного социального поведения. Следование инструкциям и правилам ценилось больше, чем развитие творчества и инициативы. Очень мало что изменилось, хотя финансирование государственных учреждений по уходу за детьми и их воспитанию сократилось, что вынуждает учителей предоставлять услуги с меньшими ресурсами в условиях износа и материальной неподготовленности учреждений.

В школьные программы были внесены существенные изменения, однако большинство школ используют учебные материалы, подготовленные централизованными федеральными комитетами, что обеспечивает повсеместную стандартизацию образования. Прогресс в образовании не очень развит. Академические стандарты остаются высокими, а учащиеся хорошо подготовлены в области всемирной истории, иностранных языков, музыки, математики и естественных наук. В советское время подчеркивались ценности интернационализма и роль Советского Союза в моделировании многонациональной нации, которая была заменена акцентом на важность гражданственности и достижений нации в искусстве и науке.

Многие неакадемические виды деятельности и ожидания могут быть структурированы с учетом гендерных аспектов. Девочки и мальчики одеты по-разному и несут разную ответственность. Девочек поощряют к тому, чтобы они вели себя тихо, дружелюбно и поддерживали друг друга, а мальчиков - шумно и состязательно. Школьный год очень ритуален с первого дня занятий до выпускного, с праздниками и представлениями, в некоторых из которых принимают участие родители. Многие ученики проводят всю свою образовательную карьеру в одной школе. В этих учреждениях развивается чувство сопричастности к школе и дружба на протяжении всей жизни, и учащиеся обычно поддерживают связь друг с другом, со своими учителями и директорами уже во взрослом возрасте. Школы могут отмечать достижения своих выпускников.

Высшее образование

В Советском Союзе существовала система высшего образования мирового класса, включавшая сорок университетов и сотни учреждений, специализировавшихся на академических, научных, профессиональных и технических дисциплинах. Бизнес-образование, особенно в области менеджмента, финансов и маркетинга, развивается только с 1991 года, но существует более тысячи бизнес-школ, в том числе в самых престижных университетах, таких как Московский государственный университет.

Более 90% населения закончили среднюю школу, около 12% получили высшее образование. Девяносто девять процентов взрослого населения являются грамотными, хотя уровни грамотности и завершения образования снижаются среди малоимущих этнических групп на Северном Кавказе, в южной части Сибири и на Дальнем Востоке. Высшее образование стало цениться как признак социального престижа и считается критически важным для экономического успеха.