Профессиональное обучение в любое время является важной составляющей жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Разница заключается в том, что с течением времени сам подход к обучению кардинально изменился, двигаясь в направлении повышения эффективности обучения.
На смену самостоятельному приобретению навыков пришли семейные учебные ремесла, затем - частные школы, система государственных университетов.
В настоящее время обучение в университете по одной из программ высшего профессионального образования является традиционным способом приобретения и развития профессиональных компетенций потенциальных сотрудников в рамках подготовки кадров в организациях высокотехнологичных отраслей.
Но есть и альтернативные подходы к решению проблем профессиональной подготовки специалистов. Наиболее распространенными из них являются "образование в процессе профессиональной деятельности" или "обучение в процессе работы".
Целью данной статьи является определение наиболее эффективного подхода к развитию компетенций специалистов наукоемких отраслей в условиях ускоряющихся сдвигов в экономических и технологических структурах.
Для достижения этого результата необходимо обеспечить реализацию нескольких задач:
⦁ определить основные подходы к развитию компетенций специалистов высокотехнологичных отраслей;
⦁ проанализировать особенности этих подходов;
⦁ выявить их сильные и слабые стороны;
⦁ выбрать наиболее эффективный подход или выдвинуть предположения о целесообразности их сочетания для достижения наилучших результатов в развитии специалистов.
В данной работе рассматриваются два основных подхода к профессиональному обучению: классический и с приобретением навыков в процессе профессиональной деятельности.
В классическом подходе подготовка высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей в основном относится к высшим профессиональным учебным заведениям.
В то же время в образовательном процессе формируются три типа компетенций:
⦁ общекультурные,
⦁ общепрофессиональные
⦁ профессиональные.
Специализированные компетенции также выделяются среди профессиональных - они связаны не со сферой, а со специфической сферой профессиональной деятельности. Обучение по узкоспециализированным компетенциям в различных вузах осуществляется в основном в рамках магистерских программ. При таком подходе концепция индивидуальных траекторий профессионального развития является относительно новой, когда студенты имеют возможность самостоятельно варьировать свой перечень образовательных дисциплин с целью максимального соответствия приобретенных компетенций приоритетам и требованиям потенциального работодателя, в том числе квалификации нанимаемых специалистов.Цикл обучения, усугубляемый отсутствием гибкости (или ее недостаточностью в применении концепции индивидуальных траекторий профессионального развития).
Многие современные и актуальные на начальном этапе обучения технологии устаревают к концу обучения (через 4-6 лет).
В то же время большая часть технологии, даже в момент начала обучения, уже начинает терять свою новизну из-за длительного бюрократического процесса, связывающего осознание необходимости подготовки специалистов по данной технологии и возможности ее внедрения в образовательный процесс.
Конечно, этот дефицит мало влияет на формирование общепрофессиональных и профессиональных базовых компетенций (ведь основные законы науки и основы промышленности практически не меняются), но эта подготовка имеет большое значение для подготовки узкоспециализированных специалистов, остро нуждающихся в высокотехнологичной промышленности.
Обучение на практике
Альтернативой классическому подходу является приобретение компетенций в процессе профессиональной деятельности (или "обучение на практике").
Распространение этого подхода связано с ускорением устаревания существующих и появлением новых технологий. Большинство образовательных программ оказались неспособными адаптироваться к частым изменениям, особенно это было заметно в быстро развивающихся отраслях, где новые направления появлялись гораздо чаще, чем менялась структура и содержание образовательных программ в вузах.
Таким образом, разработка подхода к приобретению компетенций в процессе профессиональной деятельности носила вынужденный характер.
Суть подхода заключается в распределении задач между исполнителями таким образом, чтобы периодически выполняемая работа требовала наличия знаний, навыков или умений, недоступных конкретному исполнителю (их часто может не быть в организации в целом, а в исключительных случаях и в мировом опыте).
В процессе работы исполнитель приобретает недостающие знания, навыки и способности, тем самым повышая свой уровень профессиональной компетентности.
Последующее выполнение таких заданий ведет к развитию навыков, что приводит к ускорению выполнения работ и (или) повышению качества их выполнения, а также к другим проявлениям операционного совершенствования.
Конечно, такой подход имеет ряд концептуальных ограничений, главная из которых связана с его непригодностью для преподавания основ науки и базовых профессиональных компетенций.
Чтобы использовать этот подход, необходимо, чтобы подрядчик уже был профессионалом в своей области: только в этом случае можно организовать приобретение компетенций в новых областях профессиональной деятельности.
Кроме того, разница между требуемым и существующим уровнями компетентности не должна быть большой, иначе вероятность возникновения ситуации, при которой не только обучение не приведет к запланированному результату, но и работа не будет завершена, критически высока.
Таким образом, использование данного подхода связано с определенным риском, который необходимо учитывать и принимать меры для минимизации вероятности его реализации.
Наиболее эффективным способом минимизации риска является выбор оптимальных по сложности задач, но поскольку в настоящее время нет надежных методов формализации в этом направлении, этот процесс становится ответственностью руководителей, которые принимают такие решения на основе собственных экспертных оценок - соответственно, есть шанс ошибиться.
Другим способом снижения риска является использование поэтапного планирования работ (которое, например, является основой гибких методологий управления проектами). В этом случае потери, связанные с невозможностью достижения запланированного результата, уменьшаются на порядок.