Найти тему
Справочник кинопижона

Японская новая волна

Оглавление

Японская новая волна (Japanese New Wave) – условное обозначение явления в истории японского кино, начавшегося приблизительно в 1957/1958 году и окончившегося к 1971/1972, хотя некоторые считают, что завершилась волна ближе к концу 70-х. Как и многие другие «Новые Волны» в истории кино, данное явление началось с приходом в японское кино целой плеяды режиссеров-дебютантов, фильмы которых ломали традиции классического японского кино, заложенные в предыдущие десятилетия Ясудзиро Одзу, Микио Нарусе и Кэйсуке Киноситой и тяготели более к европейское традиции, чем к японской. С другой стороны, сказать, что японские режиссеры вдохновлялись фильмами Французской Новой Волны, не совсем верно, так как начали снимать кино они даже на год-полтора раньше.

Японскую новую волну можно условно поделить на 2 неравнозначных периода:

1) конец 50-х – начало 60-х: эпоха дебютов, когда режиссеры снимали кино преимущественно о бунтующей и неприкаянной молодежи. Как следствие, дебюты имели между немало общего;

2) Начиная с 1963/1964 все крупные режиссеры эпохи начали расходиться в разных направлениях, иногда противоположных, и стали снимать каждый своё авторское кино. Различного в фильмах режиссеров новой волны стало больше, чем общего. Последнее, кстати, характерно и для французской новой волны.

Стоит отметить, что далеко не всё японское кино 60-х – это новая волна. В 60-е свои лучшие фильмы сняли классики японского кино Масаки Кобаяси («Харакири» (1962), «Кайдан» (1964), «Восставший» (1967)) и Канэто Синдо («Голый остров» (1960), «Женщина-демон» (1964)), которые пришли в кино заметно раньше. Двух крупнейших режиссеров жанрового японского кино 60-х, мастеров якудза эйги, поп-артовых нуаров и шпионских экшнов, Сэйдзюна Судзуки и Киндзи Фукасаку, несмотря на то, что они дебютировали в это же время, к Новой Волне тоже обычно не относят. Мастер нового самурайского кино Хидэо Гося и один из самых разносторонних японских режиссеров 60-х Кихати Окамото для Новой Волны оказались тоже слишком жанровыми и мейнстримными.

Ниже только те фильмы и режиссеры, по которым у критиков и киноведов существует консенсус о их принадлежности к японской новой волне.

10 ключевых фильмов Японской новой волны

Безумный плод (Kurutta kajitsu), 1956, режиссер – Ко Накахира

Фильм, считающийся одним из первых фильмов Японской Новой Волны. Молодость, любовный треугольник, солнечные пейзажи, снятые на черно-белую плёнку.... Такое кино вполне могло быть снято и во Франции в это же время.

Поцелуи (Kuchizuke), 1957, режиссер – Ясудзо Масумура

-2

Режиссерский дебют Масумуры – чистой воды мелодрама, но с криминально-социальным подтекстом. Молодые влюбленные знакомятся в тюрьме, куда пришли навестить своих осужденных отцов.

Необычная любовь (Kyonetsu no kisetsu), 1960, режиссер – Корэйоси Курахара

-3

Японский аналог годаровского «На последнем дыхании», правда с выкрученными на разрешенный японской цензурой 60-х максимум жесткостью и откровенностью. Молодой бандит, только что вышедший из тюрьмы, начинает ураганить на порядок круче персонажа Бельмондо, однако в отличие от последнего у героя «Необычной любви» никаких тормозов, похоже, нет.

Свиньи и броненосцы (Buta to gunkan), 1961, режиссер – Сёхей Имамура

-4

Социальная драма о жизни послевоенной Японии. В отличие от поздних фильмов Имамуры, кино вышло почти жизнеутверждающим, но снято со всеми атрибутами режиссерского стиля.

Убийство (Ansatsu), 1964, режиссер – Масахиро Синода

-5

Синода снимает фильм о полевом командире эпохи «Революции Мэдзи», используя тот же подход к рассказу истории, что и Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне». Получилось почти так же круто, как и у великого американца. Разве что, кино Синоды заметно мрачнее и жёстче.

Женщина в песках (Suna no onna), 1964, режиссер – Хироси Тэсигахара

-6

Один из самых признанных японских фильмов, снятый в жанре экзистенциального хоррора. Главного героя, путешествующего по Японии студента, спускают в скрытую в дюнах землянку, где находится местная жительница и откуда невозможно выбраться. Периодически сверху им спускают еду и воду. Постепенно герой перестает пытаться выбраться из внезапно обретенной тюрьмы и смиряется со своим положением.

Красный ангел (Akai tenshi), 1965, режиссер – Ясудзо Масумура

-7

Гуманистический антивоенный шедевр Масумуры показывает боевые действия в Китае с точки зрения полевой медсестры японской армии. Кино, по обыкновению жесткое (никто не снимал о Второй Мировой жестче, чем японцы; видимо, сказалось то, что они оказались проигравшей стороной и надо было как-то это осмыслить), но внезапно лишенное мизантропии других военных фильмов Страны Восходящего Солнца.

Тайное действо за стенами (Kabe no naka no himegoto), 1965, режиссер – Кодзи Вакамацу

-8

Первый успешный проект Вакамацу, в котором уже можно найти характерные черты его будущего энергичного перверсивного стиля. Для первого знакомства с режиссером в самый раз, но работы конца 60-х, конечно, мощнее.

Смертная казнь через повешение (Koshikei), 1968, режиссер – Нагиса Осима

-9

Авангардный шедевр Осимы начинается сравнительно реалистично: молодого корейца, виновного в двух убийствах, при стечении официальных лиц вешают. Однако, казнь идёт совсем не по плану и (анти)герой выживает. Дальше кино становится всё более странным и не поддающимся простому пересказу.

Эрос + убийство (Erosu purasu gyakusatsu), 1969, режиссер – Ёсисиге Ёсида

-10

Главный шедевр Ёсиды, о котором я подробно уже писал.

10 ключевых режиссеров Новой Волны

Сёхэй Имамура – один из самых известных и мизантропичных японских режиссеров поколения. Начинал в 1958 с пессимистичных, но не лишенных черного юмора нуаров «Бесконечное желание» и «Украденное вожделение», в начале-середине 60-х выпустил подряд сразу 4 социально жёстких и бескомпромиссных фильма, способных серьёзно подпортить настроение при просмотре: «Свиньи и броненосцы» (1961), «Женщина-насекомое» (1963), «Красная жажда убийства» (1964( и «Порнографы введение в антропологию» (1966). В конце 60-х – начале 70-х ударился в документалистику и экспериментальное кино, чтобы вернуться в конце 70-х с фильмом «Мне отмщение, и аз воздам» (1979), а в 1983 снять шедшую даже в советском прокате «Легенду о Нараяме» (1983).

Масахиро Синода – начинал ассистентом у Ясудзиро Одзу, но как режиссер прославился совсем другим кино. Снимал в 60-х и 70-х немало достойного кино, но внимания заслуживают 4 фильма: новаторский нуар «Бледный цветок» (1964), близкий к гениальности полуремейк «Гражданина Кейна» «Убийство» (1964), неординарное самурайское кино «Самурай-шпион» (1965) и оригинальная экранизация романа «Молчание» (1971), который в 2016 году переэкранизировал Мартин Скорсезе.

Ясудзо Масумура – один из самых работоспособных японских режиссеров 60-х, снимавший по 2-3 фильма в год. В фильмографии Масумуры нашлось место и сравнительно серьезным кино-высказываниям «Жена признается» (1961) и «Красный ангел» (1966), и чисто развлекательным «Черном автомобилю» (1962) и «Солдату-якудза» (1966).

Хироси Тэсигахара – режиссер, который снискал славу и признание в 60-х, снимая экранизации романов «японского Кафки» Кобо Абэ: «Западня» (1962), «Женщина в песках» (1964), «Чужое лицо» (1966) и «Сожженая карта» (1968). Каждый из этих фильмов можно смело окрестить «экзистенциальным детективом».

Ёсисиге Ёсида – японский Антониони и главный эстет японского кино 60-х. Начинал со сравнительно прямолинейных социальных драм, но где-то в середине 60-х перешел в радикальное арт-кино, граничащее с авангардом. Один из основателей самой артхаусной студии Японии: Art Theater Guild. Главные фильмы: «Женщина с озера» (1966), «Эрос + убийство» (1969), «Чистилище для героев» (1971) и «Военное положение» (1973). Из курьезного можно отметить экранизацию «Грозового перевала» 1988-го года, действие которой перенесено в феодальную Японию.

Корэйоси Курахара – режиссер, которого можно сравнить с Луи Маллем. Когда все коллеги по-разному, но испытывали на прочность границы кино, он снимал отличное, но простое в сравнении с остальной новой волной кино: нуары («Я жду» (1957), «Запугивание» (1960) и «Черное солнце» (1964) и драмы «Пламя верности» (1962), «Пламя преданности» (1964) и «Жажда любви» (1967). В 70-е и 80-е снял несколько коммерческих фильмов, включая «Антарктическую повесть» (1983).

Нагиса Осима – наиболее близкий к Годару режиссер японской новой волны. Начинал подобно многим фильмами о бунтующей юности («Повесть о жестокой юности» (1960), «Захоронение солнца» (1960)). В конце 60-х – начале 70-х, как и Жан-Люк во Франции, ударился в экспериментальное кино («Смертная казнь через повешение» (1968) и «Церемония» (1971)). В конце 70-х вернулся в более-менее традиционный сторителлинг, но ударился в эроэкстрим, сняв «Империю чувств» (1976) и «Империю страсти» (1978), которые в истории кино почти затмили его ранние и значительно лучшие фильмы.

Сусуми Хани – создал не так много фильмов, как коллеги, зато всегда бил строго в одну точку: снимал депрессивные, полные безнадежности и экзистенциального отчаяния и отвращения фильмы о том, как хреново быть подростком в Японии 60-х. Главная работа – «Ад первой любви» (1968).

Кодзи Вакамацу – главный левак японского кино и самый бескомпромиссный из режиссеров 60-х (в Японии точно, но и в мире с ним мало, кто мог потягаться), снял свыше сотни фильмов, которые отличаются скромной продолжительностью, часто посвящены деятельности японских революционных групп, специфической анархисткой атмосферой и тем фактом, что в них постоянно кого-то насилуют. Яркие образцы авторского стиля «Ангелы и насилие» (1967), «Насилие без причины» (1969), «Жестокая девственница» (1969).

Масао Адати - сценарист и режиссер, часто работающий с Вакамацу. Известен в большей степени, не киноработами, а участием в Японской Красной Армии и сотрудничеством с ФОП Арафата. Прожил 28 лет в Ливане.