В своей последней записи я приводил данные, которые заставляют усомниться в росте относительной численности мусульман в России. Это поднимает интересные вопрос: что же происходит с теми представителями традиционно мусульманских национальностей, которые в немалых количествах переезжают в нашу страну, а также с их, зачастую многочисленным, потомством, которое они производят, переехав сюда?
На этот вопрос можно попытаться ответить с помощью тех же данных, которые я использовал в предыдущей записи. Первое простое предположение, которое здесь можно сделать, заключается в том, что не все представители мусульманских национальностей исповедуют ислам, по крайней мере, как это явствует из их ответов в опросах. Например, в опросе 2002 г. среди тех, кто относил себя к национальностям с традиционно мусульманской культурой, лишь 70% назвали себя мусульманами. Этот результат, кстати, хорошо согласуется с данными переписи населения 2002 г., согласно которым на долю традиционно мусульманских народов приходится ок. 10% нашего населения. Если из этих менее 10% лишь 70% исповедует ислам, то мы получим их относительную численность для 2002 г. ниже 7%, т.е. цифру, которая примерно совпадает с оценкой, приводившийся в моей последней записи. Это еще раз подтверждает то, что данные РМЭЗ вполне репрезентативны для России, в том числе репрезентативны по составу национальностей нашей страны.
Таким образом, среди тех представителей мусульманских народов, которых мы встречаем в нашей стране, из 10 человек трое не исповедуют ислам.
На самом деле, доля немусульман среди мусульманских народностей, вероятно, даже больше в нашей стране. Ведь этот процент был вычислен с учетом тех, кто живет в своих регионах, где относительная численность мусульман должна быть выше. Нетрудно предположить, что склонность отождествлять себя с исламом у соответствующих народностей при их попадании в традиционно христианские регионы ослабевает. Некоторые после переезда к нам перестают через некоторое время считать себя мусульманами и уходят в полное безверие, усваивая светское мировоззрение. А некоторые обращаются в другие религии, в том числе в Православие. Кстати, на заглавном фото запечатлено крещение мусульман. И вообще, в интернете нетрудно найти упоминания православных священников и монахов с мусульманскими фамилиями.
Однако не только мусульмане переходят в христианство, но и ряды мусульман пополняются за счет бывших христиан. Российский кинематограф уже не единожды запечатлел образ русского солдата, не устоявшего перед очарованием восточной религии и ставшего ревностным мусульманином. В наших СМИ мы не раз слышали о русских девушках, полюбивших мусульманских парней и ради них принявших ислам. Уместно в этой связи вспомнить нашумевшую историю Варвары Карауловой. Имеется и, как минимум, один пример православного священнослужителя, который отказался от сана и стал мусульманином. В то же время, о мусульманах, ставших православными, в СМИ обычно не упоминают. Создается впечатление, что только христиане переходят в ислам, но не наоборот.
Как же в действительности соотносятся относительные цифры переходов из ислама в христианство и обратно? Для ответа на этот вопрос мы снова можем обратиться к тем же данным. Как известно, русские являются крупнейшей по численности традиционно православной национальностью в нашей стране, и мы вполне можем ограничиться оценкой доли мусульман среди русских. Мусульманских же народностей у нас достаточно много, поэтому я собрал из базы целый ряд народностей, которые принято относить к мусульманским.
Выяснилось следующее. В последней выборке из доступных за 2016 г. среди 794 представителей традиционно мусульманских народностей 11 человек назвали себя православными, в то же время среди 9058 русских мусульманами себя назвали лишь 6 человек. В относительных показателях это 1.37% православных среди мусульманских народов против 0.066% мусульман среди русских. Иными словами, среди мусульманских народностей доля называющих себя православными более, чем в 20 раз выше, чем доля русских, называющих себя мусульманами.
Итак, среди тех, кто переезжает к нам из мусульманских регионов довольно многие не считают себя мусульманами, а среди тех, кто себя таковыми поначалу считают, встречаются те, кто со временем покидают ислам, в том числе, чтобы перейти в Православие. При этом, процент встречных переходов в ислам ничтожен и не может перекрыть относительную численность тех, кто из ислама уходит.