Найти тему

Архитектор и дизайнер Умберто Рива-"Интерьеры и дисплеи"

Дизайн экспозиции выставки Карло Шрампа. Дома и пейзажи 1972-1978, Палаццо Барбарано, Виченца, 2000. Главный зал. Фото: Паола де Пьетри.
Дизайн экспозиции выставки Карло Шрампа. Дома и пейзажи 1972-1978, Палаццо Барбарано, Виченца, 2000. Главный зал. Фото: Паола де Пьетри.

Миланскому архитектору и дизайнеру Умберто Рива исполнилось 90 лет.  При вручении Золотой медали итальянской архитектуры в 6-й раз, получил признание за свои достижения. Часть его выдающихся работ недавно подверглась тщательному изучению Габриэлем Нери в книге "Умберто Рива".

Анализируя проекты, над которыми работал Умберто Рива на протяжении почти шестидесяти лет, можно много чего увидеть. Это планы городского развития, мероприятия по восстановлению, промышленный дизайн, жилищное строительство, выставочные площади, общественные здания, дизайн внутреннего пространства.  Рива глубоко культивировал ту "среднюю землю", на которой процветала исключительная часть итальянской архитектурной культуры 20 века. Именно в архитектуре интерьеров он нашел идеальную сферу для себя, которая привлекает быстротой структур и легкостью деталей, пластичностью формы и возможностями цвета, чистой пространственостью и откровениями света, мастерством исполнения работ и определенным видением жизненного пространства.

Каза Инсинга, Милан, 1987-89. Вид на гостиную с видом на камин. Фотография: Франческо Радино.
Каза Инсинга, Милан, 1987-89. Вид на гостиную с видом на камин. Фотография: Франческо Радино.

Эта склонность проявлялась с самых ранних его работ, особенно в летних домах отдыха, где Рива всегда уделял особое внимание качеству внутреннего пространства, формулируя с точки зрения его природной или городской среды. Каждый раз по-своему: не интересуясь возможностью априори теоретической стратегии, Рива всегда придерживался единого, эмпирического подхода к проектированию, направленного на то, чтобы поставить под сомнение как существующее положение дел, так и его собственный фонд аналитических и творческих упражнений, выполненных в прошлом.

Рассматривая формы как точку прибытия, а не как отправную точку, Рива рассматривает дизайн как процесс, в котором метод проб и ошибок является незаменимым помощником в стремлении к достижению превосходного результата. Это видно, когда смотришь в его архиве чертежи, на бесчисленные планы, которые он делал перед тем, как прийти к решению.

Учитывая важность линии в развитии пространства, для того, чтобы представить общую картину архитектуры интерьеров Ривы, необходимо также упомянуть его деятельность в качестве графического дизайнера и живописца. Первое было для него упражнением в годы учебы в университете, когда он создавал вывески для магазинов и графический дизайн различных видов, что впоследствии превратилось в незаменимый компонент проекта и специальную область работы.

Дизайн экспозиции выставки Фредерика Кислера. Архитектурное бюро Архитектуры Амбиенте во Дворце Дель Арте, Триеннале, Милан, 1996. Центральное пространство с работой Гойя. Фотография: Джованни Кьярамонте.
Дизайн экспозиции выставки Фредерика Кислера. Архитектурное бюро Архитектуры Амбиенте во Дворце Дель Арте, Триеннале, Милан, 1996. Центральное пространство с работой Гойя. Фотография: Джованни Кьярамонте.

Однако еще более глубокими являются его отношения с живописью, которые он рассматривал как исследование, сходное с архитектурой, и неизбежно связано с ней, но в то же самое время нашёл свое отражение в построенном пространстве.  Первые работы Рива были на холсте, после войны, и он мог бы стать официально художником, если бы не личные события, которые привели его заняться архитектурой.

С цветом связано изучение света: миланский архитектор всегда уделял большое внимание освещению, тщательно взвешивая вклад естественного света и лично проектируя осветительные элементы и светильники. В его работах мы находим окна любой формы и размера, часто в необычных позициях, как следствие хорошо продуманного диалога с элементами архитектуры, и, очевидно, мы находим продукты деятельности как дизайнер, которым он начал заниматься в шестидесятые годы.

Другая, но дополняющая вид дизайна-это мебель, область, которую Рива начала изучать в пятидесятые годы, еще будучи студентом, в впоследствии развил как самостоятельную деятельность, связанную с промышленным производством, но также связанную с его архитектурными проектами, хотя для них часто предпочитал "классические" предметы своими.

Если присмотреться к ассортименту интерьеров, спроектированных компанией Riva, то можно выделить повторяющиеся темы и фигуры. С середины шестидесятых годов, склонность использовать прерывистые линии, асимметрии, наклонные углы и развязки между поверхностями на уровне плана была почти навязчивой идеей: тенденция, которая уходит от отвращения к симметричной и статической, от магнитного притяжения к нестабильному и неустойчивому пространству, от невозможности закрытия и заключения.

Не доверяя непоколебимому спокойствию классического мира, Рива всегда смотрел на центрально-европейский экспрессионизм с грубой и резкой угловатостью. Следует отметить, что, хотя использование и уточнение этого геометрического лексикона действительно является постоянной чертой его работы, оно не привело к повторению, подтверждая сдвиговый и сомнительный характер его видения. Именно такой способ действий позволил Риве сохранить свою личную независимость и свободу маневра вплоть до второй половины 20-го века, сохраняя критическую дистанцию от всех переломов того времени и ставя себя в такое положение, которое критики архитектуры не в состоянии в полной мере были понять.

Однако концепция музееведения Ривы также опиралась на вклад всех тех художников, которые работали с шестидесятых годов над интерпретацией выставочного пространства и, очевидно, опиралась и на собственный профессиональный опыт. Кроме нескольких небольших эпизодов, таких как секция Триеннале в 1964 году, которую он курировал с Роберто Самбонетом, его наиболее интересные экспонаты появились только во второй половине 80-х годов, когда Рива уже имел за плечами 25-летний опыт работы в области промышленного дизайна и длительное знакомство с полотном. Рива фактически создает, как дома, так и в выставочных залах, комплексную систему, в которую вносят свой вклад все спроектированные элементы:


"мой способ проектирования архитектуры основывается на предположении, что все части должны иметь свою идентичность; все они должны быть задействованы и, следовательно, в какой-то мере необходимы ".