Найти тему

Психология когнитивного спорта

Оглавление
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/10/26/06/53/sports-3773978_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/10/26/06/53/sports-3773978_960_720.jpg

Исторически сложилось так, что исследователи когнитивной сферы в своем стремлении понять, как работает разум, в основном игнорировали сферу спорта. Такое пренебрежение отчасти обусловлено ограничениями парадигмы обработки информации, которая доминировала в когнитивной психологии в годы ее становления. Однако, с появлением воплощенного подхода к познанию, спорт превратился в динамичную естественную лабораторию, в которой изучается взаимосвязь между мышлением и квалифицированными действиями.

На первый взгляд, мышление и действия, похоже, находятся на противоположных концах спектра поведения. Ведь если мысли людей являются частными, то их действия общедоступны. Однако, несмотря на поверхностную правдоподобность, это очевидное несоответствие между мышлением и действием оказалось проблематичным в когнитивной психологии. Она также имеет более широкие последствия, как для концепций мышления, так и для педагогических подходов к обучению мышлению.

История

В 1970-х годах в когнитивной психологии доминировал подход к обработке информации в сознании. В основе этого подхода лежит вычислительная метафора - утверждение, что разум - это абстрактная, неисправимая, универсальная вычислительная система или машина мышления. Эта метафора имела, по крайней мере, три важных следствия для изучения психических процессов, таких как мышление.

Во-первых, это предполагает, что мышление является одной из форм вычислений, в которой сознательные знания манипулируются символически в соответствии с формальными правилами или программами. Как следствие, формальное изучение мышления было сочтено, как попытка понять, как программировался компьютер.

Во-вторых, вычислительная метафора предполагала, что когнитивные и двигательные системы разума функционально независимы.

Другими словами, исследования когнитивных процессов, таких как мышление, могут проводиться независимо от изучения сенсомоторных процессов и механизмов.

В-третьих, вычислительная метафора передавала впечатление, что моторное действие было чем-то менее важным, чем казалось.

К счастью, ограничения психологического подхода к познанию при обработке информации были выявлены сочетанием теоретических разработок и эмпирических открытий. Теоретически, появление воплощающего подхода в начале 2000-х годов промульгировало идею о том, что когнитивные представления основаны на сенсомоторной активности и имитируются посредством сенсомоторной деятельности.

Другими словами, многие мозговые цепи, отвечающие за абстрактное мышление, неразрывно связаны с теми, которые обрабатывают сенсорный опыт. Эмпирические исследования гипотезы "функционального эквивалента" показали, что процессы когнитивного моделирования (такие как умственная образность) имеют общие представления, нейронные структуры и теоретические механизмы с аналогичным модальным восприятием и с двигательной подготовкой и выполнением.

Например, нейровизуализации исследования показывают, что психически симулированные и выполненные действия полагаются на аналогичные нейронных представлений и активировать многие общие области мозга, такие как задняя теменная, премоторная и дополнительная моторная кора.

Основываясь на таких данных, представляется очевидным, что нейронные субстраты и психологические механизмы познания и движения существенно перекрываются. Поэтому мышление не может быть произвольно отделено от физических действий.

Поддерживая эту идею, Эйсенк и Кин определили мышление как:

Внутренние процессы, вовлеченные в процесс осмысления окружающей среды и принятия решения о том, какие действия могут быть уместными.

Хотя некоторые исследователи начала XX века использовали спортивные навыки для изучения психических процессов, когнитивные психологи в своих поисках понимания того, как работает ум, в основном игнорировали область спорта.

Например, предметные индексы популярных учебников в этой области содержат мало ссылок на такие термины, как спорт, спортсмен или моторика. Исследование того, как разум планирует и производит действия и движения квалифицированных спортсменов.

Хотя соревновательный спорт предлагает исследователям когнитивной сферы плодотворную естественную лабораторию, в которой они могут исследовать, как сочетание практики и знаний о распознавании образов поведения может помочь квалифицированным исполнителям обойти границы обработки человеческой информации.

Мыслить и действовать умело

Психологи по когнитивному спорту, изучающие взаимосвязь между мышлением и квалифицированными действиями, подробно изучили два явления, занимающие противоположные концы спортивного континуума. Объяснить, в то время как некоторые исследователи пытались выяснить, о чем обычно думают спортсмены, испытывая пик производительности. Другие исследователи рассмотрели процессы мышления, связанные с внезапным ухудшением нормальных профессиональных показателей вследствие беспокойства.

Пик производительности можно определить как весьма желанное, но труднодостижимое состояние ума, характеризующееся по крайней мере тремя ключевыми особенностями:

⦁ Оно включает в себя ориентированное на настоящее время. В этом внимательном состоянии нет никакой разницы между тем, о чем думает исполнитель, и тем, что он делает.

⦁ Обычно характеризуется отсутствием мышления и низким уровнем сознательного контроля над действиями.

⦁ Атлеты неизменно сообщают о том, что они чувствуют себя легкомысленно.

Этот трансцендентальный опыт воплощен в следующей цитате Пеле (трехкратный победитель Кубка мира с Бразилией и один из лучших футболистов всех времен):

Это была своего рода эйфория, я чувствовал, что могу бегать весь день без устали, что я мог пробираться сквозь любую из их команды или все из них, что я мог почти пройти через них физически". Я чувствовал, что не могу пострадать. Это было очень странное ощущение, которого я раньше не испытывал.

Таким образом, пик производительности является почти автоматическим, легким, но, в то же время, очень сосредоточенным состоянием сознания, которое привлекло значительные исследования в таких областях, как спорт и музыка.

В отличие от опыта пика производительности, "удушье" в спорте - это явление, при котором обычно профессиональный уровень спортсмена резко и значительно ухудшается в условиях воспринимаемого давления. Он повсеместно распространен среди спортсменов-соревнователей.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/07/27/09/56/cycling-862278_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/07/27/09/56/cycling-862278_960_720.jpg

Неудивительно, что это явление привлекло значительное внимание психологов - от освещения в популярной науке до обзоров соответствующей научной литературы.

Теоретически, удушение имеет, по крайней мере, две интригующие особенности:

⦁ Подавленные спортсмены, как правило, сообщают, что чем более целенаправленно они стараются преуспеть, тем хуже становится их выступление. Поэтому, как это ни парадоксально, удушье происходит, потому что, люди слишком стараются, чтобы работать хорошо.

⦁ Удушье характеризуется внутренней концентрацией внимания, когда атлеты стесняются и слишком много думают о механике своих навыков. Целенаправленное внимание к действиям, которые обычно регулируются вне нашего сознания, может привести к тому, что спортсмен ошибется.

Мышление и действие не только не находятся на противоположных концах спектра поведения, но и неразрывно связаны между собой. Исследования по некоторым исключительным спортивным показателям, могут дать убедительное представление о механизмах, лежащих в основе мышления в действии. Например, на теоретическом уровне способ когнитивного контроля, принятый исполнителем, как представляется, определяет, насколько люди выполняют квалифицированные действия исключительно хорошо или исключительно плохо.

Разные способы мышления требуют различных типов учебных стратегий. Например, попытки улучшить критическое или рефлексивное мышление в любой области требуют четкого моделирования и целенаправленной практики.