Найти тему
Живопись

Художник Архип Куинджи: «крыша мира»

Вся жизнь художника Куинджи прошла в поиске. Он искал новые сочетания цветов, создавал необычные краски, писал свои картины так, что зрители теряли чувство времени и пространства. Но главные искания в творчестве живописца сосредоточились на постижении философии окружающего мира и места человека в нём. Неслучайно Архип Иванович в один прекрасный день вышел из рядов товарищества передвижников: ведь и его понимание реальности на тот момент ушло далеко за рамки простого толкования увиденного.
Куинджи А.И., «Ночь», 1880
Куинджи А.И., «Ночь», 1880
Куинджи А.И., «Полдень. Стадо в степи»,1890
Куинджи А.И., «Полдень. Стадо в степи»,1890
Куинджи А.И., «Лунная ночь на море»,1874
Куинджи А.И., «Лунная ночь на море»,1874

Если из любопытства проследить динамику работ, то непременно бросится в глаза, что с годами небо занимало всё больше места на холстах. Степь, берег, море, даже горы стали теснится ближе к нижнему краю картины, а небесные дали и выси поглощать добрую половину пространства. Та необъятная «крыша мира», которая в обычной жизни не бросается в глаза, потому что люди редко задирают головы вверх, на куинджевских полотнах предстала огромным живым куполом. В сравнении с ним земное приобрело оттенок второстепенного, слишком статичного и временного.

Куинджи А.И., «Волны»,1870
Куинджи А.И., «Волны»,1870
Куинджи А.И., «Эльбрус.Лунная ночь»,1890
Куинджи А.И., «Эльбрус.Лунная ночь»,1890
Куинджи А.И., «Красный закат»,1890
Куинджи А.И., «Красный закат»,1890

Удивительное дело, художник смог рассказать о важности вечного, не умаляя при этом значения сиюминутной реальности жизни. Композиционно многие его полотна условно делятся на две части: на земную твердь и небо с разделительной чертой горизонта. И только с морем у небесной сини нет границ, как нет границ у двух вечностей, глядящихся друг в друга.

Куинджи А.И., «Облако над водой»
Куинджи А.И., «Облако над водой»

Зыбкое равновесие водного и воздушного очень точно передано в «Облаке над водой». Более плотные тёмные оттенки морской глади плавно растворяются в облачной дымке. Выше они разливаются прозрачной бирюзой, эхом повторяя цветовую гамму моря. Огромное белое облако бесформенной громадой нависает над судёнышком, пытаясь повторить его очертания. С помощью густых насыщенных красок художник тщательно прорисовывает лодку вместе фигурами людей. Она замерла так близко к зрителю, что, кажется, можно потрогать рукой.

Куинджи А.И., «Забытая деревня»,1974
Куинджи А.И., «Забытая деревня»,1974
Куинджи А.И., «Море»
Куинджи А.И., «Море»
Куинджи А.И., «Красный закат на Днепре», 1900
Куинджи А.И., «Красный закат на Днепре», 1900

Но Куинджи предлагает не прикасаться, а созерцать, наблюдая морской пейзаж в единстве всех его деталей. Человека он ставит в центр полотна не для того, чтобы подчеркнуть его исключительную роль, а чтобы проверить, насколько вписывается материальное в тонкую ткань мироздания. Иллюзорность мира, на который мы возлагаем столько надежд, становится тем очевидней, чем дольше рассматриваешь лодку с её пассажирами. Нет берегов у этих далей, и краткость бытия особенно остро ощущается в одиночестве маленькой лодки.

Куинджи А.И., «Ладожское озеро», 1873
Куинджи А.И., «Ладожское озеро», 1873
Куинджи А.И., «Закат в степи»,1900
Куинджи А.И., «Закат в степи»,1900
Куинджи А.И., «Море. Крым»,1898
Куинджи А.И., «Море. Крым»,1898

Всё это можно назвать домыслами, если не принимать во внимание, что художник относился к искусству, как к источнику эмоционального воздействия на людей. Творческое развитие он ставил выше славы и признания, поэтому мог позволить себе двадцатилетнее затворничество, благотворительность и меценатство, спокойно воспринимал победы и поражения. Имея в душе ясное понимание главного и второстепенного в человеческой жизни, он смог донести до нас свой опыт с помощью картин.

Куинджи А.И., «Радуга»,1900
Куинджи А.И., «Радуга»,1900
Куинджи А.И., «На острове Валааме», 1873
Куинджи А.И., «На острове Валааме», 1873
Куинджи А.И., «Ай-Петри. Крым», 1908
Куинджи А.И., «Ай-Петри. Крым», 1908

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!