Вся жизнь художника Куинджи прошла в поиске. Он искал новые сочетания цветов, создавал необычные краски, писал свои картины так, что зрители теряли чувство времени и пространства. Но главные искания в творчестве живописца сосредоточились на постижении философии окружающего мира и места человека в нём. Неслучайно Архип Иванович в один прекрасный день вышел из рядов товарищества передвижников: ведь и его понимание реальности на тот момент ушло далеко за рамки простого толкования увиденного.
Если из любопытства проследить динамику работ, то непременно бросится в глаза, что с годами небо занимало всё больше места на холстах. Степь, берег, море, даже горы стали теснится ближе к нижнему краю картины, а небесные дали и выси поглощать добрую половину пространства. Та необъятная «крыша мира», которая в обычной жизни не бросается в глаза, потому что люди редко задирают головы вверх, на куинджевских полотнах предстала огромным живым куполом. В сравнении с ним земное приобрело оттенок второстепенного, слишком статичного и временного.
Удивительное дело, художник смог рассказать о важности вечного, не умаляя при этом значения сиюминутной реальности жизни. Композиционно многие его полотна условно делятся на две части: на земную твердь и небо с разделительной чертой горизонта. И только с морем у небесной сини нет границ, как нет границ у двух вечностей, глядящихся друг в друга.
Зыбкое равновесие водного и воздушного очень точно передано в «Облаке над водой». Более плотные тёмные оттенки морской глади плавно растворяются в облачной дымке. Выше они разливаются прозрачной бирюзой, эхом повторяя цветовую гамму моря. Огромное белое облако бесформенной громадой нависает над судёнышком, пытаясь повторить его очертания. С помощью густых насыщенных красок художник тщательно прорисовывает лодку вместе фигурами людей. Она замерла так близко к зрителю, что, кажется, можно потрогать рукой.
Но Куинджи предлагает не прикасаться, а созерцать, наблюдая морской пейзаж в единстве всех его деталей. Человека он ставит в центр полотна не для того, чтобы подчеркнуть его исключительную роль, а чтобы проверить, насколько вписывается материальное в тонкую ткань мироздания. Иллюзорность мира, на который мы возлагаем столько надежд, становится тем очевидней, чем дольше рассматриваешь лодку с её пассажирами. Нет берегов у этих далей, и краткость бытия особенно остро ощущается в одиночестве маленькой лодки.
Всё это можно назвать домыслами, если не принимать во внимание, что художник относился к искусству, как к источнику эмоционального воздействия на людей. Творческое развитие он ставил выше славы и признания, поэтому мог позволить себе двадцатилетнее затворничество, благотворительность и меценатство, спокойно воспринимал победы и поражения. Имея в душе ясное понимание главного и второстепенного в человеческой жизни, он смог донести до нас свой опыт с помощью картин.
Автор: Лёля Городная