Я люблю говорить честно. О книгах в том числе.
У "Чернобыльской молитвы" Светланы Алексиевич очень хороший рейтинг на популярных книжных ресурсах (4,7-4,9). Ее многие хвалят за откровенность, за то, что ее произведения затрагивают какие-то невидимые душевные струны. Ну и в конце концов, Нобелевскую премию за красивые глазки не дают.
Я не знаю, смотрели ли вы сериал "Чернобыль", но многие сюжетные линии взяты из книги Светланы, поэтому, логичнее прочитать ее перед просмотром. Несмотря на то, что первая публикация произошла в 1997 году, написанное до сих пор остается актуальным, тревожащим, заставляющим испугаться масштабу трагедии и ее попытке замалчивания.
Дальше могут быть спойлеры, хотя вряд ли.
Книга написана в виде записи монологов очевидцев, ликвидаторов, обычных жителей, которых каким-либо образом задела Чернобыльская авария, оставила след на жизни.
Первое и самое длинное воспоминание супруги пожарного Игнатенко (кстати, почем-то в книги пожарные названы пожарниками и это как-то портит впечатление от языка). Женщина в подробностях вспоминает то, как произошла авария, как она пыталась попасть в больницу, полетела в Москву за мужем, будучи глубоко беременной. И помимо слез, жалости, ужаса, ее история вызывает у меня некоторое раздражение, потому что она так упорно плевала на все правила, на все предписания врачей, что в итоге осталась не только без мужа, но и без ребенка — продолжения любимого человека. Но об этом почему-то никто не говорит, может я одна с такими эмоциями столкнулась?
Собственно говоря, именно из-за монолога Людмилы, я и продолжила читать книгу — несмотря на мои смешанные чувства, ее повествование было стройным, логичным, ясным.
Дальше были воспоминания бабушек, оставшихся на зараженной земле — бессвязные, с переходом на сны, разговоры с животными, какие то религиозные мотивы. Были воспоминания беженцев из Таджикистана, рассказывающие про войну в своей стране и как они оказались в Чернобыле. Размышления учителей, создателя благотворительного фонда. Все как-то нескладное, бессюжетное, не имеющее внутренней композиции.
И с одной стороны, невозможно в этим воспоминаниям придраться — они идут от сердца, сохраняют то, чего нет на фотографиях и в архивах, а с другой — это сложно назвать литературой, к этому сложно отнестись объективно и не подсесть на "иглу" слезовыжимания, потому что порой этим приемом так и сквозит.
Честно говоря, на середине книги я устала "пугаться", голоса слились в один, перестали отличаться друг от друга — все плохо, нам ничего не сказали, бедные дети, лысые мужчины, похороненное поколение.
Я не могу советовать эту книгу, потому что я люблю советовать то, что мне самой понравилось, а тут я не могу так сказать.
Решать, конечно же, только вам.
Расскажите, а вы читали "Чернобыльскую молитву"? Как впечатления?
Подписывайтесь на канал, участвуйте в обсуждениях — я только начинаю, но надеюсь, что у меня получится!