Шумоизоляция, её целесообразность, нюансы возникновения, варианты решения проблемы шума в салоне - вот те вопросы, которые будем сегодня обсуждать. На примере реальной ситуации, в которой оказываются многие современные покупатели новых автомобилей.
Предыстория "возникновения" проблемы такова. Была у меня Рио 2 и ездил я на ней, замечая проблему шума в салоне, но понимая, что машина дешёвая и сделана так, чтобы её мог почти любой себе позволить, а значит сделана она надёжной, но лишённой неких благ, за которые производитель вполне обоснованно просит больше денег, т.к. для их реализации требуется не просто применять некие материалы, а ещё знать куда их и как применять. Т.е. требуются исследования, большие вложения в качество, а значит и себестоимость будет высока, что с бюджетным авто не вяжется.
Шум в салоне от двигателя на высоких оборотах (4000) был довольно сильным, но такие обороты только на высоких скоростях, которые не могут быть использованы повсеместно, а значит шум априори временный. Шум от дорожного покрытия, шин и арок конечно самый навязчивый, но его уровень хоть и был довольно высоким (72дБ на самом громком асфальте с крупным камнем при скорости 80км/ч), однако не давил на голову, жилось с ним сносно.
Сразу сделаю сноску. Измерения на всех авто проводились телефоном, но одним и тем же на всех автомобилях. Указанные числа - это среднее показание прибора, т.к. шум от асфальта и проезжающих за окном автомобилей имеет некие колебания, экстремумы которого не имеют практического значения для человека из-за непродолжительности воздействия, тогда как среднее значение это по сути и есть уровень стабильно воздействующего шума. Я не стану сюда кидать все скриншоты с каждого замера, потому что замеров было множество, а в качестве доказательства они для стороннего человека служат плохо, т.к. ТЕОРЕТИЧЕСКИ я мог бы замерять что угодно и выдавать за любое другое. Поэтому предлагаю просто взять и отнестись серьёзно к СЛОВАМ, потому что за ними не просто трата моего времени, а ещё труда, сил, денег и даже в какой-то мере здоровья, а статья призвана дать некоторые подсказки тем, кто хочет чуть лучше понимать ситуацию и не совершить напрасных или неправильных действий на пути устранения шума в салоне.
Также считаю важным отметить, что для замера нужно ехать с одной скоростью по одному типу покрытия, а началом отсчёта следует считать нажатие на обновление (стрелка против часовой внизу под графиком), т.к. сразу при включении приложения показания учитывают доли секунды, когда микрофон ещё не активировался, поэтому график изначально всегда начинается с амплитудой "0". Обновив показания, мы видим, что уровень шума хоть и колеблется, но в схожих пределах, а не идёт в начале от нуля дБ. И да, скептикам на заметку: мы здесь меряем не абсолютный уровень шума, а относительный, и делаем это ОДНИМ инструментом. Расшифровываю: даже если принять за факт, что телефон + прога завышают или занижают уровень шума, они это делают по ОДНОМУ алгоритму и, учитывая схожий характер шума, делают это в ОДНУ сторону, а значит, если я телефоном намерил 72дБ, а хороший поверенный шумомер дал бы 70дБ, то мне важно просто знать, что у меня отклонение в +2 дБ, и оно будет примерно таким при остальных замерах, ведь характер шума один, это шум асфальта. В итоге имеем, что нам не важно абсолютное значение, мы хотим узнать, насколько одна машина тише другой и почему. А с этой задачей телефонный шумомер справится нормально по изложенным выше причинам. При условии, что мы всегда используем одно устройство с одной программой на одном участке дороги при одной скорости. И конечно следим, чтобы рядом не проезжала аномалия типа трактора.
Итак, все подготовительные вводные даны, приступим. Уровень шума на нашем корявом (крупный камешек!!!) асфальте в Рио 2 был порядка 71-72 дБ на скорости в районе 80 км/ч. И этот шум именно от дороги, покрышек, арок, днища и т.д. Всё остальное не влияет на восприятие столь сильно (ну кроме 4000 оборотов по трассе, где ещё и двигатель добавляется), и прибор это подтверждает. Отмечу два момента. Первое: на более гладком асфальте как такового явного шума, вызывающего дискомфорт, не было. Второе: даже на крупнофактурном асфальте для меня это не было какой-то проблемой ввиду понимания дешевизны авто, к тому же.... .....всё познаётся в сравнении.
Не буду вдаваться в детали, просто уточню: Рио 4 это осознанный выбор, который решил такие мои потребности как коробка автомат гидротрансформаторная (не трёт сцепление в пробках, не клюёт при переключениях!!!), шестая передача (там, где на 5-й у Рио2 я ехал на 4000 оборотах, тут еду на 3000 при той же скорости). В общем, тоже бюджетный вариант, потому как Рио это один из самых дешёвых автомобилей на рынке, а т.к. я был вполне доволен Рио 2 (на механике), то после покупки Рио 4 получил ещё некоторые приятные плюшки, помимо автомата, которые действительно сделали мою езду по городу более комфортной.
Из ЯВНЫХ, ОГРОМНЫХ плюсов это свет фар (наконец-то ночью еду не на ощупь), офигенная 6-ти ступка автомат (переключает молниеносно, экономит обороты двигателя), клиренс реально больше и смог теперь доезжать колесом до бордюра, шума от двигателя нет даже на 4000 оборотах. Но большой скорости только шум ветра и дороги, двигателя почти не слышно. Моя статья не про плюсы от перехода на новую машину, поэтому перейдём к тому, что я потерял при таком переходе.
Первое, с чем столкнулся, это выключение кнопки притока воздуха. Нажал "из салона", а она выключает через время, да ещё в самый неудачный момент, когда рядом грузовик, и вонь его выхлопа сразу проникает в салон. В Рио 2 кнопка фиксировалась механически, такой проблемы не было. Тут же кнопка не фиксируется, выключает по программе. Да и кондей при 4 градусах вырубается, начинает запотевать салон. Но это ничто по сравнению с тем, что я услышал уже в первый день эксплуатации. Новая машина почему-то была более шумной. Тот самый шум, от дороги, он был сильнее. И прибор подтвердил мои ощущения. Теперь это 72-73 дБ при тех же условиях (на том же тестовом участке дороги при той же скорости 80 км/ч!). Казалось бы, какие-то 1.5 дб разницы в среднем, можно не обращать внимание. Но не тут-то было!
Во-первых, сама по себе величина децибел имеет логарифмический характер, поэтому изменение на 3дБ это изменение уровня шума для уха В ДВА РАЗА. Поэтому даже к 1дБ нужно относиться серьёзно, когда речь заходит об уровне шума порядка 73дБ. Во-вторых, мои шумовые замеры начались не интереса ради, а именно по причине явного прироста шума в салоне. Новая машина действительно шумнее старой. Но и тут не обойдётся без важных нюансов перед тем как мы приступим к обсуждению целесообразности внедрения шумоизоляции.
Одним из самых важных нюансов является резина, на которой вы ездите. Рио почти всегда продают на Nexen и, вероятнее всего, это будет N`priz. Я довольно быстро понял, в чём прикол, а также убедился, посмотрев испытания: действительно, Нексен это просто явный лидер по уровню генерации шума, который потом резонирует на кузове, в результате чего в салоне стоит бесконечный и проникающий в мозг низкочастотный гул. Похоже, данная резина настолько жёсткая, то каждый камушек, вкраплённый в асфальт, сталкивается с Нексен как если бы это было деревянное колесо. На Рио 2 у меня Мишлен, и это неоспоримо более тихие шины, причём, и управляемость у них отличная.
Не буду уточнять, почему же я так и не решился пересадить Рио 4 на Мишлен, но в процессе осмысления проблемы я понимал, что этот 1 - 1.5 дБ убрать смогу всегда, вот только мне уже было мало. Когда нечто (в данном случае Рио 4 на Нексене) заставило прислушаться к шуму, осознать его, то даже в действительно тихих машинах его хорошо слышишь. Вот почему я выжидал, попутно созревая, обдумывая как поступлю. Кстати, вот почему Солярисы, как правило, тише на 1-1.5дБ, что отмечается на слух - они из салона выкатываются на Кумхо, тогда как Рио выкатывают на Нексене. Очень хочу, чтобы мой рассказ нанёс вред производителям Нексен. Это самая ужасная резина по уровню шума, хотя ничем не выделяется по прочим показателям. Либо меняйте сразу на нормальную, либо требуйте продать вам машину на другой. Может даже не захочется с шумкой возиться потом. И для таких слов у меня есть основания, о них расскажу позже.
Обдумывал, разумеется, вместе с вариантом внедрить шумоизоляцию в Рио 4. И вот что выяснилось после изучения всевозможных материалов, измерений, отзывов и экспертных мнений: шумоизоляция, которая действительно снизит уровень шума заметным образом, утяжелит ваш автомобиль на 40кг в среднем, зависит от степени энтузиазма, но сам уровень шума хоть и станет меньше, но снизится не настолько, чтобы сказать, что шумный салон стал тихим. Все, абсолютно все, и это подтверждается замерами, отмечают, что стало тише, но не на много. Впрочем, есть и более обнадёживающие результаты у НЕКОТОРЫХ, наиболее успешных изоляционщиков: снижение на 3дБ, что есть в 2 раза, как мы уже поняли. Но увы, на таком автомобиле как Рио, добиться 3дБ удастся не всем специалистам. Зато утяжеление авто влечёт за собой увеличение расхода топлива И некоторую потерю динамики. Последнее особенно неприятно, т.к. Рио не была и в стоке скоростной, динамики хватает едва-едва для того, чтобы на светофорах начинать ехать быстрее "никуда не спешащих попутчиков".
Таким образом, я смогу гарантированно рассчитывать на следующие результаты ВМЕСТЕ со сменой резины на тихую и внедрения шумки: 3дБ, т.е. в два раза. И бонусом тяжёлые двери, скопление влаги в слоях шумки в арках, увеличение расхода, времени старта со светофора. Последние "бонусы" меня и без того останавливали, но есть ещё один ОЧЕНЬ важный нюанс, который не давал мне покоя. Хотите вы верить в это или нет, но я крайне рекомендую прислушаться к тому, что сейчас будет озвучено, ибо оно, возможно, будет наиболее значимым, либо как минимум иметь огромное значение для многих.
Нюанс именуется привыканием. Или, по-другому, адаптацией. Так уж вышло, что человеческий организм в принципе плохой измеритель именно потому, что он умеет подстраиваться под условия, и тогда его органы чувств начинают оценивать те же условия иначе. Например, если вы привыкли к лампе 60Вт, то устовка 100Вт вам покажется просто звездой на потолке. Но только первые пару дней. Далее привыкание и уже всё как обычно при 60Вт. В звуке, когда вы вечером слушаете музыку, уменьшая громкость, после каждых, условно, 5 минут, если стоит задача слушать её тихо, вы будете постоянно уменьшать дальше, т.к. новый уровень со временем покажется громче, чем в самом начале. В клубе вы не глохнете только потому, что чувствительно уха становится меньше, и новый "фон" из долбящего музона уже не кажется оглушительным, как в тот момент, когда вы только вошли. И т.д. и т.п.
Так и с шумоизоляцией. Очень, поверьте, очень скоро вы привыкните к новому уровню шума в салоне, а т.к. он именно меньше, но не исчез, то снова будете сетовать на уже новый, но для вас, адаптировавшегося, снова аналогичный, уровень шума. Это явление отметили очень и очень многие, кто попытался объективно оценить результаты затрат на шумку салона. Более того, заглушив шум арок, на передний план для вас может вылезти шум двигателя, ранее прятавшийся в шуме дороги. Тут много составляющих, но всё сводится к привыканию и возврату ТЕХ ЖЕ ощущений, что были до шумки. Однако, справедливости ради, если речь шла о 73 дБ, то снизить их до 69дБ, сменив резину и прошумив авто, вы хоть и будете отчётливо слышать новый уровень шума после привыкания, но для вашего организма, слухового аппарата и мозга, который, несомненно, подвержен воздействию шума, разница-таки будет в лучшую сторону. Не слышать проблему одно, а её наличие или уменьшение влияния - другое. В итоге я решил пойти другим путём: продал Рио 4.
Конечно же не просто так взял и продал. Сначала меня друг подстегнул рассказами о том как его в такси регулярно возят на Рио и на Оптиме, и насколько тише и комфортнее Оптима в сравнении с Рио. С его слов разница просто очень заметна. Что ж, подумал я, у каждого своё восприятие прекрасного. И поехал в салон Киа. И действительно, Оптима в салоне была на Мишлене, при движении в ней было гораздо тише, в децибелах разница НАЧИНАЛАСЬ с 3дБ, но часто была ещё больше - чуть ли не опускался шум до 67дБ по абсолютному значению. Хотя, в основном на 80 км/ч у вас будет по нашему асфальту 68-69 дБ на нормальной резине. Напомню, у Рио 4 были значения на тех же участках 72-73 дБ, тогда как значения Оптимы 67-69 дБ соответственно. Но и тут не обошлось без важных нюансов.
Лично меня коснулся нюанс такой. Не сложился разговор с первой встречи в салоне Киа, поэтому я проехал 100 метров и оказался в салоне Хёндай. Тест-драйв показал, что Соната и Оптима плюс минус одинаковые машины не только по функционалу, но и уровню шума. Были мнения, что Соната тише, но лично я их в явном виде подтвердить при замерах не смог, т.к. погрешность замера нужно всегда иметь в виду. С учётом погрешности машины одинаковые. Оптима красивее внутри (на мой взгляд), Соната красивее снаружи (опять же с моей точки зрения). А нюанс заключался в том, что уехал из салона Хёндай на Сонате снова на Нексене. И этот ад продолжился уже на новой машине. Даже при том, что уровень шума был в среднем около 2 раз ниже (3дБ) на ужасном нексене, в голову проникал этот немыслимый призвук деревянного колеса и резонируемого кузовом низкочастотного гула на асфальте с крупной фактурой, коего у нас в стране чуть ли не большинство. Очевидно, что в салоне сонат/оптим заметно тише (даже по ощущением раза в два), но также очевидно, что Нексен надо снимать и обуваться во что-то нормальное. Такое ощущение, что подойдёт ЛЮБАЯ резина - главное, чтобы на ней не было надписи Нексен. Для справки, тестовые автомобили Оптима была на Мишлене, Соната на Кумхо. Что особенно меня удивило, так это цена на данное изделие: за новые Нексен просят каких-то немыслимо больших денег, если знать, что собой представляет эта поделка.
И вот мы подобрались ещё к одному очень важному нюансу. Он очень и очень важен как для владельцев Рио/Солярисов, так и для потенциальных покупателей Оптим/Сонат. Нынче модно применять словосочетание "зима близко", но в данном случае это не просто слова, а реальность, с которой нам, россиянам, приходится сталкиваться ежегодно: половину года мы ездим на зимней резине, а она, как известно....
Очень вкратце расскажу, что придётся выбирать между способностью зимней резины цепляться за дорогу на трассах в гололёд или примятом снегу и тишиной качения, потому как здесь одно идёт в разрез с другим, особенно когда дело касается шипов. При том, что я ради снижения уровня шума решился на переход в другой класс авто, разъезжать по трассам не рискнул на нешипованной, а шипы, как известно, воют прилично. Если в цифрах, то Соната/Оптима на Нексен даёт значения шума 69-70 дБ на 80км/ч по корявому (наиболее распространённому!!) асфальту. И цифра 70 тут наиболее частая, равно как у Рио4 наиболее частая 73дБ . А также не покидает голову ощущение дискомфорта от низкочастотного "гула при перекатывании деревянного колеса по камушкам". Очень въедается в мозг, давит на него.
ЗИМНИЕ Мишлен X-ice North 4 подвывают своими шипами, скрежещут по асфальту в пробках, но этот вид шума после Нексена кажется божественно приятным, и прибор даёт уже 68-69 дБ, т.е. на 1 дБ ниже, значит и прибору вой шипов нравится больше, чем гул перекатывания Нексен. Зимние менее шумные, чем "летние" (на деле они всесезонки, т.к. там идёт обозначение M+S), но мы-то знаем, что всесезонные на самом деле не являются зимними, а значит их причислять следует к летним. Вот до чего докатился Нексен. А ведь я выбирал Мишлен для зимы, опираясь больше на сцепные характеристики.
Что же мы имеем в остатке? Сама по себе Оптима или Соната, без учёта резины, в два раза тише Рио/Соляриса. Отсюда следует несколько фактов.
1. Даже на Нексене разница заметна и, если вы будете брать не только по причине шумки, а по другим плюшкам, которых немало, то оно того стоит. Тут и ходовые характеристики немалую роль играют, но мой рассказа всё-таки с упором на повышение комфорта для ушей. Между прочим, уши ваши будут слышать и музыку, а она даже стоковая заметно лучше в данном классе, т.к. исполнение иное, конструктивно она обязана быть лучше, и совместно с меньшим шумом от дороги всё это дело дополняет друг дружку. Для сравнения, в Рио, даже второй версии, я не слушал в машине свою музыку. Только радио и то на скорости до 80км/ч. Потому что качество той каши из шума и плохого звука бюджетного аудио оформления меня не устраивало ни в какой мере. Здесь же я могу слушать на любой скорости свой музон. Думаю, данное явление уже само по себе показательно.
2. На Нексене ездить категорически бредовая идея на любой машине за любые деньги. Характер (природа формирования) шума у неё настолько невыносимый, что даже если вы сделаете шумоизоляцию салона, этот гул будет проникать к вам в голову, и даже сниженный его уровень с помощью дополнительной шумоизоляции (или покупке новой машины классом выше) не спасёт, вы уже будете испытывать аллергию именно на данный вид шума. И замечу, что никакой другой вид шума такую аллергию не вызывает!
3. Если уж зимняя ПОЛНОЦЕННАЯ шипованная резина менее шумная чем деревянный Нексен, несмотря на вой шипов на скорости, то представьте какой кайф я испытаю весной, переобуясь во что-то априори тихое. Вот где будет настоящий прирост комфорта, если говорить о шуме.
4. Выбрав вариант перехода в другой класс, вы не теряете динамику, заложенную в стоке, и деньги на повышенный расход. К тому же, что мешает и здесь накинуть шумку и создать ещё больший прирост тишины.
5. Каким бы заметным ни было снижение шума, независимо от способа достижения данного эффекта, ваш слух адаптируется раньше, чем вы успеет поохать от кайфа. Разве что навороченный S-класс за много денег даст вам то, что трудно недооценить и придраться после пары дней езды. Но мы здесь говорим о другой ценовой нише. Вышло так, что мне дали тестовую машину, чтобы съездить за документами пока оценивали мою на подъёмнике. Напомню, тестовая была на нормальной резине (всё, что не Нексен, лучше нексена и может считаться по сравнению с ним нормальным). Машина на Кумхо (не самая тихая, но и не Нексен!) ехала по моему ежедневному маршруту 40 минут в одну сторону и столько же обратно в салон. На обратном пути, делая постоянные замеры, я фиксировал стабильную разницу в 3дБ в худшем случае на шершавом асфальте и бОльшую на нормальном. Но уши мои УЖЕ адаптировались и всюду им слышался шум. Да, меньший уровень. В два раза. И это тоже уши понимали. Но они уже адаптировались и мозг воспринимал новый уровень шума как данность. Ощущение улучшения испарилось, затерялось. Когда я смотрел отзывы проделавших шумоизоляцию, не подозревал, что привыкание может наступить так быстро. С другой стороны, сложно представить моё выражение лица, если меня сейчас пересадить назад в Рио на Нексен. Вот где разница покажется огромной. С лучшего в худшее она всегда заметнее.
6. Сниженный уровень шума в салоне Сонаты/Оптимы есть результат не только хорошо проделанной работы инженеров по, собственно, уменьшению вибраций кузова, которую кусочками они наклеивают на правильные, выверенные места (в отличие от гаражных шумщиков, накидывающих 50кг шумки, укутывающей машину целиком). Ко мне пришло понимание только сейчас, что мягкий салон (панель, крыша, обшивка дверей и т.д.) тоже помогает машине поглощать шумы, передаваемые от дороги покрышками и далее элементами кузова в салон. Это в свою очередь означает, что гаражный метод обречён на утяжеление авто класса Рио/Солярис для обеспечения уровня шума, доступного на оптимах/сонатах в стоке, т.к. у них мягкие панели уже с завода.
7. Разница в цене между нормальными комплектациями Рио и Оптимы в нормальной, но не богатой, комплектации составляет примерно 500 тыс. рублей. Однако, Рио на максималках тоже ездят по нашим дорогам, и между такой Рио и Оптимой на минималках разница в цене куда меньше. Но допустим, эта разница слишком большая, чтобы люди действительно могли всерьёз выбирать между Рио и Оптимой. Хотя, уверен, я не один такой странный. Но давайте взглянем на Рио под названием Х-лайн. Да это же тот же самый Рио только в кузове хэтчбек. Просто почему-то за него просят больше денег, чем за Рио седан. И тем страннее выбор в его пользу, как по мне. Но и это ещё не предел! Кто-то умудряется брать Соул, который всё тот же Рио внутри и во всём остальном, кроме дизайна кузова и клиренса, высокой посадки, которую я не понимаю, но зато понимаю, что уровень комфорта как в Рио, а цена как у Оптимы, потому что они хорошо так пересекаются по цене. Сид нынче подтянули, а но всё-таки Оптимой он не стал по комфорту, а стоит уже почти как она. Раньше Сид и вовсе был тот же Рио, только дороже. Это чисто моё мнение. Равно как и для чего покупают приподнятый Солярис в лице Креты, цена которой тоже пересекается с Сонатой, либо отличается незначительно при заметной разнице в комфорте.
Как видите, есть много фактов и нюансов, между которыми можно маневрировать. Я же хотел обратить внимание на такие моменты как целесообразность гаражной шумоизоляции, стоит ли оно того и каких результатов, какой ценой вы добьётесь. Опять же, кто-то перемещается в автомобиле недолго, и может закрыть глаза на многое, но некоторым из нас требуется улучшать качество жизни, значимую часть которой мы проводим в машине. Особенно если ваша деятельность не связана напрямую с вождением. В таком случае часто и много ездить в шумной и недостаточно комфортной машине означает испытывать вынужденные неудобства. Также можно задуматься, нужно ли ради выездов пары раз (по оптимистическим прогнозам!) в год на природу всегда ездить в городе на кроссовере, ежедневно уступающем в комфорте просторному седану Д класса, а при двух выезда на бездорожье иметь возможность проехать дальше на каких-то пару сотен метров, чем можно было бы на седане. Это всего лишь вопросы, ответы на которые даст себе каждый сам.
P.S.: скоро будет продолжение и выводы после полной шумоизоляции и кое-каком другом факте.