Найти в Дзене
Очерк

Дудлинг, как способ улучшения памяти

Рисование (Дудлинг) - это способ провести время, во время скучной лекции или телефонного звонка. Улучшает ли это внимание к основной задаче или препятствует ей? Чтобы ответить на этот вопрос, 40 участников прослушали монотонное инсценированное телефонное сообщение с именами людей. Во время этого телефонного разговора половина группы была случайным образом приобщена к процессу "рисования". Результат эксперимента показал, что Группа рисования лучше справилась с задачей мониторинга и вспомнила на 29% больше информации. В отличие от многих ситуаций с несколькими задачами, рисование во время работы может быть полезным.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/04/04/09/24/woman-3289269_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/04/04/09/24/woman-3289269_960_720.jpg

Call-центр снова перевел Вас в режим ожидания, и Вы начинаете думать о том, как хорошо было бы провести отпуск там, куда Вы давно мечтали съездить ...но тут вы понимаете, что человек, с которым вы ждали разговора, уже начал говорить, и вы не поняли ничего из того, что он сказал.

Этот сценарий иллюстрирует тенденцию к тому, что мечты начинаются в моменты скуки и, как только вы начинаете мечтать, вы отвлекаетесь от поставленной задачи. В такой ситуации некоторые люди прибегают к рисованию рисунков, бесцельно рисуют рисунки и фигуры, не связанные с основной задачей. Неизвестно, влияет ли рисование рисунков на производительность, отвлекаясь от основной задачи, как это было бы в случае с наиболее параллельными когнитивными задачами, или же оно улучшает производительность, способствуя концентрации внимания, или поддерживает возбуждение.

Этот вопрос связан с более общими проблемами когнитивной и прикладной психологии. Скука - это очень распространенный опыт и мечты - обычное явление, даже в лаборатории. Способ содействия концентрации может иметь последствия для методов психологических исследований, а также для их практического применения.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/01/08/10/08/learn-3069053_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/01/08/10/08/learn-3069053_960_720.jpg

Двойной дизайн задач обычно используется для точного определения конкретных когнитивных ресурсов, необходимых для выполнения задачи, но они не могут сделать это точно, если не учитывать последствия скуки. Снижение производительности за счет конкуренции за ресурсы, специфичные для конкретной задачи, может быть смягчено, если вторичная задача также снижает блуждание мышления или повышенный уровень возбуждения, что может быть скрытой особенностью условий управления одной задачей.

Участники, выполнявшие задание, задуманное как аналог натуралистического рисунка, лучше сконцентрировались на имитации телефонного сообщения, чем участники, прослушавшие сообщение без параллельного задания. Это преимущество было замечено для мониторинга производительности в баллах на внезапном тесте памяти.

Когда в качестве ковариантной переменной использовался мониторинг производительности, групповой эффект стал незначительно значимым, поэтому не ясно, привело ли рисование рисунка к лучшему запоминанию просто потому, что рисовальщики заметили больше имен целевых объектов или это непосредственно способствовало памяти, поощряя более глубокую обработку материала.

Задача рисования была охарактеризована как "просто способ избавить участников от скуки", чтобы побудить их делать это в достаточно естественной, автоматической манере. Инструкции не содержали никаких предположений о том, что это улучшит когнитивную деятельность. Какой механизм может лежать в основе воздействия рисования на концентрацию? Одна из возможностей заключается в том, что рисование рисунков помогает стабилизировать возбуждение на оптимальном уровне, не давая людям уснуть или снижая высокий уровень вегетативного возбуждения, часто связанного со скукой.

Более конкретная гипотеза заключается в том, что рисование рисунков помогает сконцентрироваться, снижая концентрацию дневного сна, в ситуациях, когда дневной сон может быть более вредным для работоспособности, чем рисование самого рисунка. Мечты связаны с высокими уровнями возбуждения, наблюдаемыми во время скуки, через повышенную активность корковых сетей "по умолчанию". Они занимают центральное исполнительное положение и наносят ущерб выполнению задач, конкурирующих за эти ресурсы. Задача мониторинга телефонного разговора стимулировала бы мечты, поскольку потребность в ресурсах для выполнения основной задачи была низкой, а сама задача не требовала сохранения стимулов. Поскольку участникам не сообщили о предстоящем тесте на память, у них не было стимула "поймать" себя во время скуки и вернуть внимание к задаче.

Рисование могло бы облегчить эту более глубокую обработку, уменьшив количество скуки не соперничая при этом за ресурсы вербальной обработки, необходимые для прослушивания телефонного сообщения. Рисование может уменьшить количество мечтаний, просто добавив ресурсную нагрузку к достаточно нетребовательной задаче и в этом случае увеличение требований основной задачи (требующей, например, более быстрого реагирования) дало бы аналогичный эффект.

Хотя рисование само по себе является относительно нетребовательным для исполнительных ресурсов, оно осуществляется в автономном режиме, повторяется с небольшим количеством операций, требующих контроля, таких как мониторинг производительности или подавление ненужной информации, сочетание рисования со звуковой задачей мониторинга сообщений должно было привлечь исполнительные ресурсы, необходимые для координации устной и визуально-пространственной краткосрочной памяти. Эта постоянная, но небольшая нагрузка на центральные исполнительные ресурсы минимально отвлекла внимание от основной слуховой задачи, но была достаточной для предотвращения большего ухудшения производительности, которое имело бы место, если бы ресурсы центрального исполнительного органа были свободны для осуществления мечтаний.

Вывод о том, что рисование рисунка способствует концентрации внимания и объясняет потенциальный механизм этого, имеет важные последствия. Степень, в которой вторичные задачи оказывают положительное влияние или не могут оказать отрицательное воздействие, является "проблемой картотеки", хотя в недавнем исследовании сообщалось о неожиданных преимуществах вторичных задач для обучения вискомоторов, которые не были вызваны повышенным возбуждением.

Понимание роли скуки и мечтаний, а также задач, которые облегчают их, позволит провести более полный когнитивный анализ выполнения задач в реальных условиях работы и обучения. Способы сохранения внимания к задаче также важны в контексте депрессивных размышлений и беспокойства, когда блуждание разума помогает поддерживать дисфорические состояния.