Найти тему
Багаж знаний

БРЕНД И НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИИ КАК МЕХАНИЗМ КАПИТАЛИЗАЦИИ ЕЕ СТОИМОСТИ

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/28/04/29/adult-2449725_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/28/04/29/adult-2449725_960_720.jpg

В условиях цифровизации и перехода к Четвертой промышленной революции компании находятся в поиске конкурентных преимуществ, все чаще представляющих собой нематериальные ресурсы: ноу-хау, знания, информацию, бренд, репутацию и др.

При этом часть компаний коммерциализирует и специфицирует права на данную нематериальную собственность, а другие компании не заинтересованы в увеличении нематериальных активов и, как следствие, капитализации их стоимости.

Стремление компании к капитализации за счет нематериальной составляющей, зависит от таких факторов, как: страна, к которой компания принадлежит, отрасль и уровень конкуренции рынка, на котором она действует.

В период с 2013 по 2018 г. в России на долю нематериальных активов и репутации приходилось в среднем, что можно назвать традиционным, не более 0, 003 доли активов отечественных крупных и средних предприятий. В ряде федеральных округов (Центральном, Приволжском, Северо-Западном) данный показатель достигает 0, 03, тогда как в развитых зарубежных странах – 0, 3–0, 4 доли активов, а в наукоемких компаниях – до 0, 9 объема активов.

Приведенные показатели говорят о том, что нематериальная составляющая российских компаний остается недооцененной.

Российская ассоциация маркетинга (РАМ) проводила опрос 300 иностранных предприятий, работающих в России, и пришла к выводу, что только маркетинговая стратегия может увеличить капитализацию российских компаний в среднем на 18 % .

Сегодня суммы сделок по купле-продаже брендов во много раз превышают стоимость самих компаний, что говорит о наличии у этих компаний недооцененной нематериальной составляющей. Например, в 2011 г. Google приобрел компанию Motorola Mobility, целью сделки было получение более 20 тыс. патентов на различные мобильные разработки вместе с исследовательской лабораторией.

Компания Interbrand проводит оценку брендов компаний, чья стоимость превышает стоимость активов данных компаний. Стоимость бренда МТС оценена в 192 млрд руб. , тогда как нематериальные активы компании составили 9, 7 млрд руб. , что чуть более 0, 02 от общего объема активов.

Размер активов МТС составил при этом 539 млрд руб. Данные показатели говорят о наличии потенциала капитализации компании за счет коммерциализации бренда, ведь бренд компании оценен на сумму, меньшую примерно в 20 раз.

Аналогичная ситуация наблюдается по большинству российских компаний, чей бренд при этом высоко оценен Interbrand.

Анализ сфер деятельности представленных компаний показал, что лидеры по уровню нематериальной составляющей активов компании относятся к медиа (Mail. ru, Первый канал), производству товаров массового потребления (Тонус, Балтика), добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (Лукойл, Уралкалий), банкам (Сбербанк, Банк Москвы).

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/08/10/15/01/credit-card-1583534_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/08/10/15/01/credit-card-1583534_960_720.jpg

Однако для исследования нематериальной составляющей компаний нельзя ограничиваться только исследованием финансовых показателей компаний из рейтинга Interbrand, важно также понимать, какие наиболее крупные компании коммерциализируют свою нематериальную собственность.

Среди крупных мировых компаний по доле нематериальной составляющей в структуре активов лидируют компании, принадлежащие к IT-отрасли, производству товаров массового потребления, фармацевтике.

Для зарубежных компаний характерен высокий объем нематериальной составляющей. Это касается в первую очередь производителей товаров массового потребления (Procter&Gamble, Budweiser, Gillette, Pampers, Pepsi), медиа- (Facebook, Disney), IT- (SAP, Oracle, IMB, Siemens) и фармацевтических компаний (Sanofi, Bayer).

В списке подобных компаний присутствуют и банки, однако объем нематериальной составляющей их активов не превышает 10 %.

Традиционно в мире отраслями с высокой долей нематериальной собственности считаются IT, медиа, производство косметики и фармация.

Однако проведенный анализ показал некоторые особенности российского рынка – присутствие значительной доли нематериальных активов у компаний добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Как правило, нематериальные активы представлены в данных компаниях патентами, связанными с разработкой новых технологий. Нематериальная составляющая производителей товаров массового потребления и производителей товаров роскоши представлена брендами и торговыми марками, банков – лицензиями и патентами, фармацевтических компаний и производителей косметики – патентами и рецептурами.

В данных компаниях объем нематериальных активов в абсолютном выражении сильно дифференцирован, и по этому показателю лидируют компании нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности.

Нематериальная составляющая ряда компаний достигает 86 %.

В коммерциализации нематериальной собственности в большей степени заинтересованы компании, стремящиеся специфицировать права на новые технологии и торговые марки, компании, работающие на международном рынке, для которых важен общий объем активов.

Остается ряд компаний, у которых стоимость бренда оценивается значительно выше, чем суммарный объем их нематериальных активов, что свидетельствует о потенциале для капитализации подобных компаний.

Редактировать галерею

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/03/28/09/44/document-3268750_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/03/28/09/44/document-3268750_960_720.jpg