Найти тему

Крушение на станции Каменская

Дорогие читатели! В этой статье мы затронем тему железнодорожной катастрофы, которая произошла в ночь на пятницу, 7 августа 1987 года на Лиховском отделении Юго-Восточной железной дороги (ныне Ростовский регион Северо-Кавказской дороги) в городе Каменске-Шахтинском.

Тяжёлый грузовой поезд из-за отказа тормозов по вине железнодорожников не сумел затормозить на крутом уклоне и, разогнавшись до значительной скорости, въехал на станцию Каменская. При следовании по станции состав расцепило на несколько частей, при этом отделившийся локомотив с одним вагоном проехал ещё несколько сотен метров и столкнулся с хвостом пассажирского поезда Ростов-на-Дону-Москва, стоявшего в это время у платформы. В результате катастрофы грузовой поезд и несколько пассажирских вагонов были повреждены до степени исключения из инвентаря.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

С чего всё началось...

Грузовой поезд № 2035 был сформирован на станции Армавир-1 в составе 55 вагонов с зерном, вес поезда составил более 5,5 тыс. тонн. В ночь с 6 на 7 августа 1987 года поезд прибыл на станцию Лихая.

В 00:45 со станции Лихая в сторону станции Каменская (расстояние между ними составляет 24 км) отправился пассажирский поезд № 347 сообщением Краснодар-Москва, а за ним в 00:55 — поезд № 335 Ростов-на-Дону-Москва. Эти два поезда были пущены следом за грузовым № 2081, а следом за пассажирскими было решено пустить № 2035. В 01:02 грузовой поезд отправился со станции в северном направлении.

До станции Каменская оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила по рации на станцию, что у них тяжёлый грузовой поезд с неисправными тормозами, идущий на большой скорости в сторону станции.

Когда неуправляемый поезд подъезжал к станции, машинист приказал помощнику уйти из кабины. Перед тем как уйти, помощник отпускает микрофон, благодаря чему дежурный по станции наконец связывается с машинистом поезда № 335 и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает тому отправляться со станции. Однако проводники вагонов были не в курсе происходящего, поэтому когда, простояв всего минуту у платформы, пассажирский поезд начал отправляться, в вагоне № 10 проводник сорвал стоп-кран. Это было сделано согласно должностной инструкции с целью остановить поезд, неожиданно пришедший в движение, и произвести должным образом посадку пассажиров. Помощник машиниста пассажирского электровоза побежал к данному вагону для прояснения ситуации, но времени уже не было. В 01:31 на станцию Каменская на скорости около 140 км/ч въехал грузовой поезд № 2035. При следовании на ответвление произошёл разрыв автосцепки между первым и вторым вагонами, после чего второй вагон сошёл с рельсов, а налетевшие на него остальные вагоны образовали завал. Однако электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой 288 т остался на рельсах и проследовал на пятый путь, где, проехав 464 метра, на скорости свыше 100 км/ч столкнулся с хвостом пассажирского поезда, разрушая вагоны со спящими людьми.

Повреждённый пассажирский вагон, который был третьим с хвоста.
Повреждённый пассажирский вагон, который был третьим с хвоста.

Погибло 107 человек (104 пассажира, два проводника и электромонтёр). Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: некоторые стояли рядом на платформе, остальных выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек, в том числе члены локомотивной бригады поезда № 2035, так как помощник машиниста в момент крушения находился в машинном отделении, а машиниста при ударе выбросило из кабины через лобовое стекло, он упал на ветки стоящих рядом деревьев. При ликвидации последствий был смертельно травмирован током электромонтёр Ткаченко, оказавшись, таким образом, 107-й жертвой (схватился за контактный провод, оказавшийся под напряжением).

В результате на скамью подсудимых попали осмотрщики вагонов, которые проверяли работу тормозов поезда №2035. 17 ноября 1988 года ТАСС передало сообщение, согласно которому они были осуждены на 12 лет.

Спасибо, что дочитали статью! Ставим палец вверх и незабываем подписаться на канал!