Найти тему

Шедевр рядом

Многие знают, что во Владимирском Успенском соборе находятся фрески Андрея Рублёва. Но немногим известно, что рядом, в здании Палат, находится шедевр Рублёва-иконописца – «Богоматерь Владимирская».

Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Это один из самых ранних списков (так в старину называли копии) великой чудотворной иконы византийского происхождения, которая была привезена Андреем Боголюбским из Киева на Владимиро-Суздальскую землю, стала покровительницей России и доныне хранится в храме при Третьяковской галерее.

«Богоматерь Владимирская», начало XII в. Государственная Третьяковская галерея
«Богоматерь Владимирская», начало XII в. Государственная Третьяковская галерея

А во Владимире, после переезда святыни в новую столицу Москву, осталась икона, выполненная гениальным художником русского Возрождения. Высокоученые лбы не перестают спорить об этом произведении, потому что оно скрывает много тайн. Тайны авторства – древнерусские иконописцы не подписывали свои произведения, поэтому после «Рублёв» в этикетке стоит знак вопроса. Тайны создания – исследователи предполагают, что список был выполнен по заказу церкви, а может быть, и великого князя, но письменных свидетельств этому не найдено. Однако самой главной тайной стала тайна художественного преображения – список Рублева отличается от византийского оригинала. Независимо от причин, вызвавших эти изменения (о них также яростно спорят ученые), это произведение – высочайшее творение «русского Рафаэля». В отличие от своего итальянского современника, Рублёв создавал работал в другой художественной системе (русская церковь требовала строгого соблюдения древних канонов в иконописи), но из-под его кисти вышел не менее великий шедевр, чем всемирно известная «Сикстинская Мадонна». Икона Рублёва не поражает мимолётно ни размерами, ни яркой красотой, но если вы остановите на ней свой взгляд – Богородица даст возможность стать вашей душе светлее и чище.

Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Создавая список древней иконы, Андрей Рублёв неизбежно передаёт собственное отношение к миру. Сами легкие и плавные линии, строящие изображение, по-рублёвски умиротворяют и успокаивают. Художник изменил общий контур фигур Богородицы и младенца Иисуса, придав ему бóльшую симметричность. Теперь пирамидальный силуэт производит впечатление незыблемости. Мать и дитя зафиксированы в вечности в миг умиления (изображение носит каноническое название «Умиление»): младенец щекой прижимается к щеке матери, трогательно обнимает её за шею, видна его левая маленькая ручка. При этом - тихое спокойствие на лике Христа и безмерная печаль в глазах матери, знающей будущее сына. Сила их любви – человеческой и божественной – буквально передается зрителю, несмотря на то, что Рублёв изобразил Богородицу смотрящей не на зрителя, а будто внутренним взором наблюдающей нечто, неведомое пока людям.

Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Фрагмент. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Фрагмент. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Может быть, поэтому её руки застыли в молитвенном жесте обращения к Всевышнему, и одновременно она не столько поддерживает чудесного младенца, практически невесомо парящего в воздухе, сколько отдает его миру и людям. Художник написал руки Богоматери на одном уровне, и это изменение композиции привело к зрительному воплощению в образе мысли о самой великой жертве, какую может принести мать, - её дитя. Гениальность Рублёва в том, что идея становится зримой, мы начинаем ощущать её силу, даже ещё не осознав.

Точно так же лишь легкое изменение положения левой ножки Иисуса (Рублёв пишет обе ножки практически на одном уровне) увеличивает самостоятельность фигуры Христа, он теперь не просто прильнул к матери, а будто куда-то идет, он уже на своем жизненном пути. Его более уравновешенная фигурка усиливает гармонию всего образа, но не отдаляется от нас этой божественной гармонией, а напоминает о человеческом – не случайно художник выписывает маленькие беззащитные пальчики и пяточки младенца Иисуса.

Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Фрагмент. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Фрагмент.
Андрей Рублёв (?). Богоматерь Владимирская, конец XIV – начало XV в. Фрагмент. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Фрагмент.

Не отступив от канона, Рублёв создает икону, которая лаконично и изящно выражает его высокий строй мыслей и образ жизни аскета-молчальника. Она становится его декларацией. Богородичный образ – всегда попытка показать лучшее: любовь, мудрость, жертвенность, человечность, попытка показать путь к миру в душе и окружающем пространстве, показать путь к богу. Андрей Рублёв делал это в своё жестокое время войн и усобиц, его гениальное искусство продолжает делать это сквозь века.

О. Е. Гагина

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!

Икону Богоматери Владимирской можно увидеть в зале «Шедевры древнерусской иконописи» в Музейном центре «Палаты»