Газ-АА разработан на основе американского автомобиля Форд-АА, который кроме СССР по лицензии собирали в Германии и Великобритании с 1931 года.
Сотрудничество с компанией Форд
По договору, который был заключен 31 мая 1929 года, между СССР и компанией Форд, американцы предоставляют лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.
Итого: Газ-АА является лицензионной копией Форд-АА.
Строительство автомобильного завода началось 2 мая 1930 года.
Первые машины
Еще до начала строительства автозавода, по договоренности с Фордом была налажена поставка машинокомплектов.
Узлы и агрегаты поступали из Нью-Йорка в Мурманск по морю, а затем по железной дороге в Нижний Новгород и Москву.
Сборка производилась на Государственном автосборочном заводе № 1 в Нижнем Новгороде и Московском автосборочном заводе № 2 соответственно в Москве.
Государственный автосборочный завод № 1
Государственный автосборочный завод № 1 построили на территории завода «Гудок Октября» в Канавине – это в 10 км от Нижнего Новгорода.
1 февраля 1930 года были собраны 10 первых машин.
Вот как описывала это событие тогдашняя пресса:
«Поперек конвейера перед фарами первых собранных автомобилей протянулась алая лента с лозунгом: «На социалистических колесах вперед по пути к социализму!»
Под звуки заводского гудка, гром оркестра и радостные крики «Ура!» шофер первой машины плавно спускает ее с конвейера и выводит на заводской двор.
За ней сходят еще девять машин.
Блестя свежей краской и лаком, они встали в ряд. Рабочие облепили их, гладили кабины, разглядывали машины как диковинку. Радостным возгласам не было конца.
Лучшие производственники на новых грузовиках поехали к заводам «Двигатель революции», «Красная Этна», к фабрике «Красный Октябрь», на Сормовский завод и к другим предприятиям.
С огромным интересом всюду рассматривали первые нижегородские автомобили.»
Оригинал статьи размещен здесь: https://sovietcars.net/car/gaz/aa/