Это было прошлой зимой.
Гора книг на столе неделикатно намекнула мне, что нужно будет сильно напрячься. За несколько дней я попыталась прочитать античной и древнерусской литературы столько, сколько прилежным студентам прописывают на полгода.
Результат не заставил себя ждать.
На первом же экзамене я остроумно назвала античного поэта Пиндара - Пиндером. Это сразу ввело преподавателя в состояние психической травмы.
Сами понимаете, нужно было что-то делать, ведь впереди маячили четыре с половиной года обучения и целых девять сессий.
Кстати, один мой старший товарищ специально подсчитал: чтобы ввести в голову все книги из списка обязательной литературы, необходимо вспахивать ежедневно по двести страниц текста.
Вот тогда-то я и решила научиться читать быстро. Очень быстро.
Выбор мой пал на Школу быстрого чтения. Давно я про нее слышала, решила проверить.
Опоздав на первое занятие и проигнорировав табличку «Опоздавшим не входить», я приоткрыла дверь и оказалась в школьном классе. Свет был притушен.
За партами по двое сидели люди разного возраста с закрытыми глазами. Приятный голос томно декламировал из динамиков: «Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Моя правая рука тяжелая. Тяжелая и моя левая рука. Мое тело расслаблено и отдыхает».
И все в таком духе. Я села на свободное место и тоже закрыла глаза.
В течение 15 минут я слушала шум прибоя, пение птиц в подмосковном лесу и очаровательный баритон лектора, внушавший мне, что скоро я научусь быстро читать, что все уже хорошо, а будет еще лучше.
Результат удивительный – я поверила. Каким-то образом успокоилась, исчезли посторонние мысли, и в это время включили свет.
Перед нами появилась дама в очках и строгом костюме, поведавшая, что то, что сейчас происходило, называется аутогенной тренировкой. Это на 40% повышает эффективность обучения.
Затем она объяснила, почему люди не читают быстро.
Во-первых, у большинства глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участку текста, хотя его смысл уже ясен. Это называется регрессией.
Во-вторых, многие во время чтения шепчут и бормочут, это замедляет процесс.
В-третьих, скорость чтения невысока из-за невнимательности, малого поля зрения и неумения воспринять смысл текста.
Далее каждый из нас рассчитал свою скорость чтения. Оказалось, что у меня она совсем медленная – 500 знаков в минуту (это соответствует примерно 60 словам в минуту). Но через восемь занятий я смогу ее увеличить в пять раз.
Главное, что от меня требуется – это регулярное, сознательное освоение всех упражнений, что приведет к постепенному наращиванию скорости чтения.
С этого момента чтение заняло особую нишу в моей жизни.
Если раньше я читала в основном только художественную литературу, то теперь мне пришлось познакомиться с такими замечательными произведениями, как «Расчет и проектирование импульсных устройств на транзисторах» или «300 ответов любителю художественных работ по дереву».
Эти сложные тексты необходимо было прочитать, применяя «метод штурма». Задача была такова: освоить 100 страниц за 20 минут, затрачивая на прочтение каждой не более 15 секунд.
И читать не слева направо, а сверху вниз по середине страницы.
Какой смысл в этом упражнении?
Дело в том, что главным недостатком многих не художественных текстов является их избыточность. A применение «метода штурма» позволяет быстро находить в тексте самое главное – доминанту.
Но прежде чем добраться до «штурмового» упражнения, мною было выполнено множество других.
На первом же занятии я научилась читать без регрессии.
На втором и третьем меня снабдили двумя алгоритмами – интегральным и дифференциальным, которые помогают лучше понимать и запоминать смысл текстов.
На четвертом занятии мне велели больше не бубнить про себя то, что я читаю.
Вместо этого в руки дали карандаш и заставили отстукивать замысловатый ритм по столу. A так как человек не способен одновременно следить за ритмом и говорить про себя, то через десять дней, «настучав» 20 часов, я выучилась читать молча.
Кроме того, дома я ежедневно прочитывала две газеты, один журнал, 50 страниц любой книги, а ночью, перед тем, как лечь спать, созерцала зеленую точку.
Созерцание зеленой точки – вещь удивительная. В середине книжной страницы есть, оказывается, такой маленький кружочек. И если смотреть на него каждый день по десять минут, то в некоторые моменты особо яркого осознания можно увидеть всю страницу целиком и понять ее смысл.
В результате всех этих хитроумных манипуляций с моим сознанием через месяц что-то произошло. Я научилась слишком быстро читать.
Самый последний тест в школе подтвердил мою способность поглощать информацию со скоростью 3000 знаков в минуту. И это не предел. Пройдя следующие ступени в деле совершенствования навыка скорочтения, человек может увеличить скорость чтения до 20 тыс. знаков в минуту.
Вообще быстрому чтению нужно учить с малолетства. Особое внимание уделить повышению грамотности, развитию речи и наглядно-образного мышления детей.
Может быть тогда, и подтянем уровень чтения в масштабах всей страны до уровня СССР.