В настоящее время, Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещает курение на территории и в помещениях аэропортов.
В свою очередь, в транзитных зонах аэропортов, а также зонах, предназначенных для зарегистрированных на рейс пассажиров, могут вновь появиться курилки. Законопроект, предполагающий их разрешение, Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал принять во втором чтении.
Необходимость курилок в аэропортах, автор законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский объясняет тем, что их размещение позволит избежать правонарушений: «Люди, зависимые от табакокурения, фактически нарушают закон и курят, попросту говоря, в туалетах, в комнатах, предназначенных для матерей и детей, и в других общественных пространствах, которые не предназначены для курения».
Но по логике вещей, есть закон и он должен исполняться всеми категориями лиц, без исключения. А если есть нарушения данного закона, то в первую очередь необходимо обратить внимание не на его смягчение для какой-то отдельно взятой категории граждан, а на контроль его исполнения и пресечение фактов его нарушения.
Если не будет налажен контроль над соблюдением Федерального закона № 15-ФЗ, то определенная категория продолжит беспрепятственно курить в местах общего пользования. Зачем тратить время и искать курительную комнату, если можно безнаказанно покурить в ближайшем туалете.
В Минздраве со своей стороны отметили, что возврат курилок в аэропортах повлечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Было доказано, что «уровень загрязнения воздуха опасными твердыми микрочастицами, выделяющимися при курении, в 14 раз выше в помещениях рядом с курительными комнатами, нежели в аэропортах, где курение полностью запрещено». Это говорит о значительном токсичном воздействии табачного дыма и за пределами курительных комнат, — подчеркнули в ведомстве. Так же в Минздраве постановили, что это предложение противоречит логике 15-ФЗ, который запрещает организацию курительных комнат в общественных местах.
Эту позицию поддержал и председатель правления общественной ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов, который заявил, что появление курилок в аэропортах «отравит» жизнь абсолютно всем гражданам, присутствующим в воздушных гаванях.
«Никакая вентиляционная система не может решить вопрос с загрязнением воздуха табачным дымом, который содержит твердые частицы. Они оседают в бронхиальной системе человека, нанося вред здоровью», — подчеркнул он. — «Проблема в том, что дверь в курилку, открываясь и закрываясь, пропустит дым, поэтому воздух совершенно точно будет загрязнен для всех. Избежать этого можно лишь установкой специального тамбура, в котором будет происходить очищение воздуха от твердых частиц с помощью специальных систем. Они крайне дорогие, используются на космических кораблях и никогда не появятся в аэропортах», уверен эксперт.
В рамках обсуждения данного законопроекта и поиска более эффективного решения для регулирования и предотвращения курения в аэропортах, своим мнением обменялись депутат Государственной Думы Бариев Марат Мансурович и руководитель Рабочей группы при НАЦЭ Гарист Донат Донатович.
В ходе обсуждения, было отмечено, что в 2019 году в различных аэропортах России состоялись пилотные проекты по реализации цифровой системы мониторинга фактов курения, с использованием системы мониторинга табачного дыма «AURA», разработанной российской компанией.
На основании собранной статистики, в одном из сан. узлов столичного аэропорта, факты курения происходят каждые 4 — 6 минут. Более того, статистика показывает, что, в среднем за сутки, Федеральный закон № 15-ФЗ нарушается порядка 240 раз, и это только в одном сан. узле аэропорта.
Проекты по внедрению цифровой системы мониторинга получили положительную оценку и доказали свою эффективность на практике в вопросе мониторинга и противодействия курения. Вследствие чего, ряд аэропортов уже начали активные закупки необходимого оборудования системы мониторинга табачного дыма. После его внедрения можно будет получить статистические данные, основанные на реальных показателях, а в дальнейшем, при правильном взаимодействии со службой безопасности аэропорта и полицией, оценить уровень снижения фактов курения в сан. узлах воздушных гаваней.
Статистика показала, что внедрение системы мониторинга фактов курения, позволяет уменьшить число нарушений связанных с курением в сан. узлах, практически, на 95%. В свою очередь стоит отметить, что появление курилок в аэропортах, только незначительно снизит процент нарушений курения и не гарантирует, что люди будут меньше курить в туалетах или других помещениях аэропорта.
И на это есть ряд объективных причин. В первую очередь, Минздрав настаивает, чтобы число курилок ограничивалось двумя. Более того, курилки должны будут располагаться в изолированных помещениях с непрозрачными стенами и быть оборудованными вентиляционными системами. Согласно законопроекту, комнаты должны находиться в местах, максимально удаленных от пунктов досмотра, путей следования к выходам на посадку и выходам из аэропорта.
Можно смело предположить, что из-за нехватки время или места в курилке, либо элементарной лени, большинство курильщиков предпочтут туалет курилке. Как следствие, вопрос курения, по-прежнему, будет открыть, а ядовитые табачные пары, будут продолжать губить здоровье людей.
Так же возникают следующие вопросы:
- За чей счет будут устанавливаться курилки, если стоимость оборудования только одной такой комнаты составляет не менее 2млн рублей.
- Кто будет ответственен за его исполнение?
- Как и кто будет контролировать работу и техническое состояние оборудования курительных комнат?
- Как и в какие сроки должны проводиться регламентные работ по замене фильтров и других систем очистки воздуха?
- Как не допустить и пресекать факты курения в других помещения аэропортов?
В ходе встрече было отмечено, что нельзя принимать закон не оценив все его последствия, а, так же, не поставив во внимание аспекты контроля его исполнения.