Генерал Шарль де Голль в конце 1941 года, в Лондоне, сделал заявление о том, что французы будут сражаться на восточном фронте.
Идея боевой французской эскадрильи принадлежит Шарлю Люге, бывшему военно-воздушному атташе Французской Республики в Союзе.
В Ливане, на опорной базе Раяк, была начата комплектация 3-й истребительной группы ВВС Свободной Франции. Формированием занимался капитан Джозеф Пуликен.
Большинство пилотов первого набора были родом из Нормандии. Имя и герб провинции стали символами соединения.
Первые 14 пилотов прибыли на авиабазу в Иваново 29 ноября 1942 г. К ним позже присоединились 58 механиков (французов – 41, русских – 17).
Майор Жан Луи Тюлян стал их командиром. Именно он сделал выбор самолётов на которых летала эскадрилья, а позже полк «Нормандия».
Советское командование предлагала британский Hawker, американский P-39 Airacobra и советский Як-1. Французы выбрали лёгкий и манёвренный истребитель хозяев.
Ими была отмечена простота управления, неприхотливость и надёжность конструкции, возможность полета над самой поверхностью земли, отличная маневренность и вооруженность.
Оценили и практичные качества – низкое давление шин, что очень важно для посадки не на идеальную поверхность, охлаждение водой, возможность слива воды и масла. Заправка двигателя теплым маслом позволяла запускать его при любых температурах.
Они до конца войны не изменили истребителю из холста и дюраля. Замену произвели только на следующую версию от Яковлева.
В купе с мастерством и накопленной злостью они нашли что противопоставить цельнометаллическим самолетам Focke-Wulf-190 и Messerschmitt-109 пилотов люфтваффе.
Осваивали новую машину с инструкторами команды капитана Павла Друзенкова.
На первых порах, в небе над Смоленском, эскадрилья выполняла задания по сопровождению самолётов Петлякова, Пе-2.
Первой боевой базой «Нормандии», в марте 1943 года, стал аэродром Полотняный завод в Калужской области.
Воевать начали в составе 303 истребительной авиационной дивизии, под командованием генерал-майора Георгия Захарова.
Focke Wulf-190, сбитый Альбертом Презиосом 5 апреля, стал первым самолётом на счету эскадрильи «Нормандия». Его почин поддержал Альберт Дюран, приземлив, в том же бою, ещё один FW-190.
Им полагается 100 грамм за сбитый и по 1000 премиальных рублей. От денег они отказались со словами: «Мы добровольцы, а не наёмники».
13 апреля шесть Як-1 под командованием капитана Туласне завязывают бой с FW-190. В схватке Дервиль одерживает 3-ю победу. Первых побед добиваются Познански и Бизьен.
В эйфории Андре Познански и Ив Бизьен теряют концентрацию, их тут же наказывают. Они стали первыми потерями группы «Нормандия».
Рэймон Дервиль, позже, попал в плен и был казнён. Приказом маршала Кейтеля предписывалось: «Любой захваченный в плен французский пилот должен быть немедленно казнен».
На доске отмечены три потери. Лётчикам предстояло разобраться с личными вещами погибших. Отправить родным во Францию не было возможности, выбросить не смогли. Разобрали на память. Это стало печальной традицией «Нормандии».
1-ый отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия», был сформирован 5 июля 1943 г. Командир – майор Пьер Пуйяд.
Трём эскадрильям были даны имена «Руан» для 1-й, лейтенанта Альберта, «Гавр» для 2-й, лейтенанта Мурье и «Шербур» для 3-й, лейтенанта Лефевра.
До конца июля полк «Нормандия», в 112 боевых вылетах сбивает 17 немецких самолетов.
Эскадрилья отличилась в сражениях Курской битвы. В этой битве потеряли командира эскадрильи майора Жан Луи Тюляна и его заместителя капитана Альберта Литольфа.
Воздушные схватки выявили тактические недочёты эскадрильи. Лётчики вели индивидуальные бои и слаженным действиям пилотов люфтваффе могли противопоставить только мастерство отдельных пилотов.
Для обучения тактике группового боя эскадрилью «Нормандию» стали базировать вместе с 18 гвардейским авиаполком. Выполнялись совместные боевые задания.
Новые Як-3 вносят коррективы в обслуживание самолётов. Французских техников заменяют советские. Бои и работа в единой связке. Это станет символом дружбы и преданности.
6 июня 1944 года от ожогов, полученных при посадке поврежденного самолёта, умирает Марсель Лефевр, один из лучших пилотов «Нормандии».
Во Франции, в этот день, на морское побережье родной для него Нормандии высаживаются войска союзников.
Его с почестями похоронят в Москве. Ему, посмертно, присваивается звание Героя Советского Союза, за героизм и 11 личных побед.
Его прижизненные слова отражают суть той борьбы, которую вела «Нормандия»: «Мы оставили нашу Францию презираемой, для нас нет другого возвращения, кроме победного».
Трагический эпизод «Нормандии», произошел 8 июня 1944 года. Морис Шаль сбил, приняв за FW-190, похожий на него Ла-5 лейтенанта Василия Архипова, аса с 8 победами и друга эскадрильи из 18-го гвардейского полка.
На его лице больше никогда не было улыбки. С этого момента он бросался в любую воздушную схватку, набрал 10 побед, 27 марта 1945 года он в одиночку атаковал группу немецких истребителей и погиб.
Пилот «Нормандии» Марсель Альберт с 23 победами и 2 вероятными занимает вторую строчку в списке самых результативных французских асов. Первый Пьер Клостерман с 32 победами и 5 вероятными.
Свою славу полк «Нормандия» снискал в боях над рекой Неман, где обеспечивал переправу советских частей. Особые заслуги, согласно традициям русского оружия, были отмечены присвоением полку наименования «Неман», по месту совершения подвига.
С того момента полк во французских документах носит название «NORMANDY-NIEMEN».
Парижский аристократ, лейтенант Морис де Сейнс, ослепленный парами бензина, не выполняет приказ покинуть самолёт, до последнего пытаясь посадить его.
За его спиной механик из Поволжья Владимир Белозуб без парашюта. Их похоронили рядом в Дубровке.
Морис звал его «Moujik» (Мужик) и удивлялся способности работать при любых температурах, совершать чудо, возвращая к жизни покалеченную машину.
Первыми французами ступившим на землю Германии во Второй Мировой войне были 60 летчиков полка «Нормандия-Неман». Это случилось в конце ноября 1944 года.
2 декабря лучшие лётчики соединения получают награды от генерала де Голля и Иосифа Сталина. «Свободная Франция» наградила полк Крестом Освобождения.
Генерал Де Голль сказал: «На русской земле, такой же мученической, как и французская земля, в битве с общим врагом, полк «Нормандия-Неман», наши товарищи, поддерживают, демонстрируют и увеличивают славу Франции».
Два туза полка, Марсель «Проло» Альбер и Ролан «Аристо» Де ла Пуап, были удостоены звания Героя Советского Союза.
Последняя победа полка одержана 12 апреля 1945 года. Для лейтенанта Жоржа Генри она была пятая. Над Кенигсбергом был сбит Focke Wulf-190. С точно такого самолёта начинался счёт славных побед в 1943 году.
Во время посадки самолёт попадает под артобстрел. Осколок снаряда обрывает жизнь летчика на глазах у техника, приготовившего краску для того, чтобы нарисовать крест, за сбитый, на фюзеляже.
Принёсший последнюю победу стал последним погибшим в скорбном списке.
С 22 марта 1943 года эскадрилья, а потом полк «Нормандия-Неман» одерживают 273 подтвержденные победы, 37 вероятных, еще 47 поврежденных самолетов в 869 воздушных боях.
16 и 17 октября 1944 года полк установил рекорд, был сбит 41 немецкий самолёт, потерь не было
42 пилота погибли во славу Франции и за советскую землю. Всего на различных театрах боевых действий Второй Мировой войны погибло 97 французских лётчиков.
Они вернутся во Францию на своих Як-3. «Пусть возвращаются со своим оружием», – сказал Сталин. Так Советская страна поблагодарила и отметила доблесть французов полка «Нормандия-Неман».
Во многом, благодаря пилотам полка «Нормандия-Неман», Франция получила право принимать капитуляцию Германии в числе стран победительниц.
Тишину над столицей нарушила радиотрансляция башни Ле Бурже и рёв низко летящих, к Эйфелевой башне, самолётов с красными звёздами на крыльях.
20 июня, летя над Парижем, Пьер Дуарре видит внизу людей. Роберт Марчи вызывает крики восхищения у толпы акробатическими элементами своего Яка. Скоро они совершат посадку, которую ждали долгих пять лет.
Триумфальный маршрут «Нормандии-Неман»:
15 июня – вылет из Познани;
16 июня – Прага;
17 июня – Штутгарт, прием у генерала де Латтр де Тассиньи;
20 июня – Сен-Дизье, пригород Парижа;
После обеда – Париж, Ле-Бурже.
38 Як-3 проносятся над Елисейскими полями. Один из тех самолётов сохранен в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже.Рафалях
Як-3 были использованы как учебные самолеты. Очень скоро исчерпали свой ресурс из-за отсутствия запасных частей.
Як-3 в полку «Нормандия-Неман» заменил самолёт SNCAC NC.900, по сути Focke-Wulf-190, только произведенный во Франции.
Это было серьезной проблемой для отдельных пилотов, видевших в них машины своего врага. Позже пилоты эскадры летали на Миражах и Рафалях.
Оставим без внимания больше количество перемещений «Нормандии-Неман» и всякого рода переформатировании. Только участие в событиях:
- Базой для полка во время Индокитайской войны был аэродром в Сайгоне;
- 12 ноября 1970 г. отряд эскадрильи принял участие в похоронах генерала Шарля де Голля, разделив честь с 1-м полком морской пехоты из Лорьян и 501-м танковым полком из Рамбуйя;
- 18 сентября 1992 года «Нормандия-Неман» отпразднует свое пятидесятилетие. Среди гостей праздника были министр обороны и начальник штаба ВВС Российской Федерации;
- В 1994 году эскадрилья участвовала в операциях «Бирюза», «Руанда», «Кресерель» в Боснии. В 1999 году – участие в операции «Союзные силы против Сербии»;
- 10 октября 2007 г. президенты Николя Саркози и Владимир Путин открыли памятник, созданный российским художником Андреем Ковальчуком. Он был сооружён в память о французской эскадре «Нормандия-Неман», в парке Лефортово города Москва;
- Последний пилот авиаполка «Нормандия-Неман» Гаэль Табюре (Gaël Taburet) скончался на 97-м году жизни во Франции в феврале 2017 года.
Песня о «Нормандии-Неман», для самых терпеливых, в исполнении Марка Бернеса.