10 ноября — День полиции.
Чучуй Николай Васильевич на протяжении многих лет работал в Уголовном отделе Нижнеилимского РОВД, был заместителем начальника районной милиции и сохранил старые фотографии работников Нижне-илимской милиции и некоторые из документов прошлых времен — например, рукописные автобиографии крестьянских парней родом из илимских деревень, которые пришли служить в милицию. Давайте, посмотрим некоторые из документов.
На этой фотографии работники Нижне-илимской милиции верхом на лошадях возвращаются из деревни Романовой после расследования убийства. В 30–50-ые годы лошади верно служили милиции, за ними многие годы с отменным усердием ухаживал крестьянин из деревни Игнатьевой Черных Егор Харитонович.
Среди документов интересна служебная записка на бланке с печатью за 1938 год.
Врид. начальника Нижне-Илимского РОМ Романов (Примечание: инициалы не указаны) пишет начальнику К. О. УРКМ УНКВД И. О. (Примечание: аббревиатура из документа) лейтенанту милиции т. Днепровскому о том, что во время хлебозаготовок в 1931 году велась одновременно борьба с кулачеством. Романов в то время выполнял работу председателя сельсовета по доведению планов госдачи хлеба государству единоличными крестьянскими хозяйствами. Было твердое задание — выявить зажиточные хозяйства, конфисковать хлеб.
Из документа: «Под рубрику крепкого хозяйства попало одно крестьянское хозяйство, на что я с партийной организацией был не согласен, но доказать в то время не мог… Хозяйство было подведено под твердое задание, и был выгребен весь хлеб. После, спустя месяц, это хозяйство было восстановлено, и возвращено было все обратно. Со стороны РК ВКП (б) и КК ВКП (б) в то время мое мнение признали как правооппортунистическое по отношению к этому хозяйству. Вынесли мне строгий выговор, я считаю, ко мне подошли неверно. В 1933 году с меня этот выговор со стороны РК ВКП (б) снят, с того момента я не имею ни одного партвзыскания, с 1935 года выполняю обязанность парторга первичной партийной организации».
Высказывать свое мнение было не безопасно в то время. Это был смелый поступок — попытаться вступиться за земляков, у которых отбирали весь хлеб.
Сохранились и пожелтевшие листки автобиографий милиционеров.
Из этих биографий видим — ребята родились в старинных илимских деревнях, в крестьянских многодетных семьях. В основном, из бедноты. Рано начали трудиться в сельском хозяйстве . Учились в сельских школах. Хорошо, если посчастливилось окончить в Нижне-Илимской средней школе семь классов. Чтобы устроиться на службу в милицию, нужно было иметь незапятнанную биографию. Время было сложным, особенно в 30-ые годы. В автобиографиях указывали сведения о родственниках — нет ли раскулаченных, репрессированных, выехавших за границу.