Системы раннего предупреждения используются во всем мире в отношении целого ряда быстро наступающих опасностей. Международная стратегия ООН признает системы раннего предупреждения в качестве основного компонента мер по уменьшению опасности бедствий. В этой стратегии подчеркивается необходимость существенного расширения наличия систем раннего предупреждения, информации и оценок риска бедствий, охватывающих многие опасные явления.
Вступление
Система раннего предупреждения может быть определена как совокупность возможностей, необходимых для получения и распространения своевременной и значимой информации. Она позволит отдельным лицам, общинам и организациям, которым угрожает опасность, подготовиться и действовать надлежащим образом для уменьшения возможности причинения вреда или потерь. Этот подход состоит из четырех ключевых разделов:
- знания о рисках
- служба мониторинга и предупреждения
- распространение информации и коммуникация
- потенциал реагирования
Это определение отходит от традиционного подхода в качестве чисто технических предупреждений с помощью сирены или другого простого метода предупреждения.
Международная стратегия состоит из пяти ключевых компонентов:
1. Система раннего предупреждения;
2. Планирование;
3. Сотрудничество;
4. Образование и участие;
5. Учения.
Можно утверждать, что система раннего предупреждения - это процесс, посредством которого осуществляются многие меры по спасению, зачастую в рамках более широкой стратегии смягчения последствий.
Стратегии по смягчению последствий
Процесс создания стратегий требует сотрудничества и коммуникации не только между представителями различных культур, но и различных языков и политических режимов.
Можно установить некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться, применяя концепцию классификации стратегий смягчения последствий. Это зависит от того, как была разработана стратегия. Реагирующие стратегии смягчения последствий предписывают действия после возникновения опасного события, такие как эвакуация. Она нужна, чтобы население, подвергающееся риску, могло принимать решения и действовать эффективно.
Постоянные стратегии по предотвращению изменения климата предписывают такие действия, как строительство плотин или ограничения землепользования: они часто являются дорогостоящими и "хрупкими" в том смысле, что они работают до проектного предела интенсивности или величины опасности, а затем выходят из строя.
На вулканах существуют постоянные системы предупреждения, посредством которых предупреждение запускается автоматической системой. Стратегии упреждающего смягчения последствий предписывают использование в качестве основы для принятия предупредительных мер интерпретации предшественников опасных явлений. Однако проблемы возникают в связи с неопределенностью в опасном поведении и в интерпретации сигналов.
Например, эвакуация уязвимых групп населения ставит сложные вопросы о том, основано ли раннее предупреждение на прогнозах или только на текущей активности и наблюдениях, а также о нашей зависимости от технологий и статистических методов принятия решений о возможной жизни и смерти.
Многие страны действуют таким образом, что их раннее предупреждение основывается исключительно на научных данных и вероятностных прогнозах. Другие страны прямо учитывают социальные риски наряду с научными данными и прогнозами. Существует возможность намеренного или непреднамеренного искажения распределения уровней опасности, когда ученые заранее знают о связанных с этим рисках и полагаются на принятие невероятных решений
Также существуют доводы, что предупреждения могут быть ошибочными из-за неявных корыстных интересов. Рекомендуется полагаться на заранее установленные пороговые значения и передачу научно обоснованных вероятностных прогнозов для оповещения об опасностях. В зависимости от контекста, могут применяться различные подходы либо по принципу "сверху вниз" (правительственная инициатива), либо по принципу "снизу вверх" (общинный подход).
Заключение
Остается нерешенной проблема определения того, была ли стратегия успешной или нет. Это также зависит от того, как измеряется успех. Эффективность интегрированного реагирования может быть ограничена коммуникацией и координацией между заинтересованными сторонами, опытом обучения и организационными возможностями. Крайне важно, чтобы вся система оповещения была единой последовательной и не вызывала путаницы.
Это необходимо для установления доверия между общественностью и другими пользователями в отношении достоверности информации. Дальнейшие проблемы могут возникнуть в результате накопления многочисленных стихийных бедствий.
Например, последствия тайфуна "Юня" на Филиппинах во время извержения Пинатубо в 1991 году значительно усилили распределение и погрузку пепла. Также трудно определить экономическую выгоду стратегий до воздействия события, и в результате многие игнорируют ценность системы, особенно в случае событий с длительной периодичностью возврата.