Учитель – человек подневольный. Ему нельзя за флажки. Нельзя выйти за пределы указующих и вроде как рекомендующих, а на самом деле обязующих циркуляров всяческих. Таковых у нас много.
Вот, к примеру, методические рекомендации по национально-патриотическому воспитанию. Тема эта нынче у нас не просто актуальная, а прямо-таки животрепещущая, требующая самого истового учительского рвения. Расписано в рекомендациях подробно, как следует воспитывать патриотов при изучении математики, физики, химии, разумеется, истории, украинского языка...
Для учителей украинского языка разработаны даже конспекты уроков. Рецензенты – уважаемые люди, доктора педагогических и филологических наук.
Вот какие тексты для урока развития коммуникативных умений в 10 классе в этой разработке предлагаются:
Составители конспекта не заморачиваются поиском текстов в каких-то исторических, литературных источниках. Не мудрствуя лукаво, ссылаются на интернет. Кто автор сего опуса - неважно.
И дальше в том же духе.
От описания внешнего вида казаков переходим к описанию их "подводных лодок", которые приводили турок в страшное волнение, и они проигрывали нашим казакам морские сражения.
Как вы думаете, что должны сделать с этими текстами десятиклассники, чтобы их коммуникативные умения успешно развивались? Правильно, пересказать, ответить на вопросы и выполнить творческое задание - подготовить выступление на ученическую конференцию "Казацьке лицарство (рыцарство)".
Есть ли выбор у учителя? Да, конечно. Можно выбрать и другой текст. Но... обязательно национально-патриотической направленности. Это не обсуждается. Нельзя за флажки.