Найти тему
Наступление Машин

1 ноября – первый сбитый в реактивную эру. Почему до сих пор об этом идут споры.

Оглавление

Всем дзен. Соляры в баки, угля в топки!

Тема сегодняшнего дня – первый результативный бой между реактивными истребителями.

1 ноября 1950 года советские пилоты на МиГ-15 совершили первые боевые вылеты в район Синыйджу (Корея). Лейтенант С. Ф. Хоминич на МиГ-15 сбил американский F-80. Это стало стартовой победой реактивного истребителя над реактивным истребителем. Американцы не согласны. Поговорим об этом.

Предыстория

Как только советские солдаты откуда-то уходили, туда сразу же совались "миролюбивые" американцы. Корея не стала исключением. Американские войска не ушли вслед за СССР, а оставаясь там, начали готовить войну Юга с Севером.

В воскресение 25 июня, в четыре часа утра (знакомый стиль) проамериканские силы атаковали КНДР по всей линии соприкосновения. Несколько дивизий и отдельных частей на разных участках вклинились на территорию Северной Кореи на два и более километра.

В считанные часы агрессоры были разгромлены, а Ким Ир Сен отдал приказ о начале контрнаступления. Началась одна из самых страшных войн современности.

После быстрого прорыва на юг, состоялся чуть менее быстрый отжим северян к китайской и советской границе. КНДР оказалась на волосок от полной оккупации. На захваченных войсками ООН территориях северян с середины октября 1950 года начался геноцид, конкурирующий с фашистским.

В этих условиях Китай заявил, что готов перейти границу, чтобы оказать помощь Северу. СССР наложил вето на попытку совбеза ООН запретить Китаю сделать это. Сам СССР направил в район конфликта команды из своих кадровых частей, под китайскими опознавательными знаками.

Вместе с нашими асами и техниками в Северную Корею прибыли МиГ-15, чтобы закрыть небо над территорией, оставшейся под контролем Севера.

Тебя сбил наш лётчик Ли Си Цын

Истребитель МиГ-15бис № 2915376 из 351 -го ИАП. Аэродром Аньдун, осень 1952 г. Товарищи в китайской униформе. Источник фото: pbs.twimg.com
Истребитель МиГ-15бис № 2915376 из 351 -го ИАП. Аэродром Аньдун, осень 1952 г. Товарищи в китайской униформе. Источник фото: pbs.twimg.com

События 1 ноября по данным советских источников.

Боевая премьера новой советской машины состоялась ноябрьским днём с 13:50 по 14:46 по среднекорейскому времени. Пятёрка МиГ-15 накрыла винтокрылые «Мустанги». В ходе атаки один янки был уничтожен лейтенантом Чиж (номер один в череде побед Мигов в корейских событиях).

Позднее с нашего аэродрома в воздух поднялось на перехват ещё одно звено из 4 единиц. В ходе выполнения задачи одна из машин ушла на базу из-за выработки топлива.

Хоминич Семён Фёдорович.  Фронтовик. Сбил 2 фашистских самолёта (27.08.1944 и 29.10.1944 - оба ФВ-190). За бой 1 ноября 1950 года в Корее награждён награждён орденом Красного Знамени.  Источник фото: soviet-aces-1936-53.ru
Хоминич Семён Фёдорович. Фронтовик. Сбил 2 фашистских самолёта (27.08.1944 и 29.10.1944 - оба ФВ-190). За бой 1 ноября 1950 года в Корее награждён награждён орденом Красного Знамени. Источник фото: soviet-aces-1936-53.ru

Лейтенант Хаминич обнаружил слева, впереди 10 Ф-80 "Шутинг Стар", идущих в боевом порядке. Он отрадировал о противнике и с левым разворотом сверху, сзади под R-2/4 со стороны солнца атаковал головную четверку Ф-80.

Сблизившись с противником до 800 метров, наш лётчик дал очередь длиной в три секунды. Атакованный Ф-80 был сбит.

LOCKHEED P-80 SHOOTING STAR. Источник фото: sohu.com
LOCKHEED P-80 SHOOTING STAR. Источник фото: sohu.com

А вот это обидно было

Победа в стартовый же день встреч с принципиальным противником. Да ещё первая в истории новой технологической эры авиастроения. Это стало темой престижа сверхдержав на годы вперёд. Американцы отказываются признавать открытие боевого счёта нашим пилотом.

Их классическая версия произошедшего кратко выглядит так.

  • Да, 1 ноября в небе Кореи действительно появились МиГ-15. Мы их видели, не отрицаем.
  • Да, в тот действительно был сбит F-80. Но утром, во время налёта на аэродром Синыйджу. Не самолётом, а зенитками с китайской территории из-за реки Ялуцзян.
  • Т.к. результат авианалёта янки не устроил, то после обеда ушла вторая волна с группой F-80. Которая никого такого не видела и без потерь вернулась домой.
  • Да, действительно в нескольких милях от них произошла стычка между Мигами и звеном F-51. Но все "Мустанги" тоже вернулись на свой аэродром (отрицают и потерю поршневого аппарата).
F-51 Mustang Korea Selatan. Источник фото: wykop.pl
F-51 Mustang Korea Selatan. Источник фото: wykop.pl

Т.е. вылеты русских в на старте оказались безрезультатными. И прижать документально американцев в обратном до сих пор не удалось.

Если быть объективными, то по тому дню в наличии лишь наше слово против слова американцев.

Слово джентльмена

Запад начало обсуждаемого счёта приписал себе как итог замеса, случившегося неделю спустя, 8 ноября. Изложено это довольно по-разному, видимо многое просто с чужих слов. Некая усреднённая версия в тезисах ниже.

  • В тот день американцы направили армаду из 70 "Суперфортрессов" для уничтожения моста через Ялуцзян и бомбардировки города Синыйджу. Перед ними штурмовики проводили операцию по подавлению наземного ПВО. Сверху их прикрывали два звена F-80.
Formation of Boeing B-29 Superfortress bombers dropping their bombs over targets in Korea, 1951. Источник фото: i.pinimg.com
Formation of Boeing B-29 Superfortress bombers dropping their bombs over targets in Korea, 1951. Источник фото: i.pinimg.com
  • "Мустанги" и "Шутинг Стары" уже по-серьёзному отстрелялись и шустрили по уцелевшему перед уходом из пулемётов. В этот момент F-80 засекли взлёт Мигов с Анъдуна. Которые пересекли реку и спикировали на штурмовиков.
  • Американское прикрытие в свою очередь сагрились на советские машины.
  • Миги американские забавы не поддержали и с набором высоты развернулись для ухода на аэродром. Но одна машина выбрала вариант ухода через пикирование. За ним следом устремился лейтенант Расселл Браун.
  • F-80 настигал преследуемого. Браун открыл огонь и... из шести его пулеметов 5 отказали. Но пятисекундная очередь единственного пулемёта цель накрыла - теряя обломки, МиГ задымился, перешел в беспорядочное падение и ударился о землю.

Вот так по версии Запада была одержана первая "реактивная победа" их 1-ым лейтенантом Расселлом Брауном.

Версия по событиям 8 ноября с нашей стороны.

  • Да, действительно описываемый бой имел место быть. Да, лётчики звена капитана Афонина выходили из стычки описываемым американцами способом.
МиГ-15бис северокорейский Skinpack, Tatung-Kao AB 1951-52. Источник фото:  i.imgur.com
МиГ-15бис северокорейский Skinpack, Tatung-Kao AB 1951-52. Источник фото: i.imgur.com
  • Да, действительно, старший лейтенант Харитонов, уходил через пикирование. И его стал преследовать F-80 - не отрицаем. Возможно, что даже в него попали (сомневаемся, что хватило 1 пулемёта сопливого калибра, МиГ-15 возвращались и после приёма в себя чуть ли не всего боекомплекта всех 6 пулемётов, но чего только в жизни не бывает).
  • Из архивных данных следует, что Харитонов во время обстрела противником сбросил подвесные топливные баки. И затерявшись на фоне земли, вернулся на место базирования.
  • Именно отлетевшие топливные баки ("обломки"), шлейф распылённого керосина из баков ("шлейф дыма") и удары баков о землю с клубами пыли ("самолёт разбился") - мог увидеть ваш лётчик Расселл Браун.
  • 8 ноября 1950 года по документам нашего министерства обороны потерь среди Мигов не было, а Харитонов продолжал бои дальше. Живой и здоровый.

Не факт, что американский лётчик сознательно врал. Были перегрузки, события развивались скоротечно и он вообще не знал, что наши бойцы не сбрасывают баки перед началом маневренного боя (потребовалось несколько дней заруб, чтобы это правило ввели и у нас).

Подумал то, что именно ожидал увидеть. Скорее в горячке схватки и перегрузок от пикирования он ошибся. Победы не было.

Документально подвержённая потеря.

Есть дата, имя и обстоятельства первой потери в дуэли реактивных самолётов, которые признаются обеими сторонами.

9 ноября, в начале одиннадцатого дня, наша семёрка Мигов ввязалась в бой с авиагруппой «Скайрэйдеров», «Корсаров» и «Пантер». Он изначально сложился неблагоприятно. В условиях сложной облачности не всё видели. В атаку на бомбардировщики пошли уже с висящими на хвосте и выше вражескими истребителями.

Ситуацию усугубило отсутствие слётанности только что созданного подразделения. Наши растеряли друг друга. Но всё равно сумели сбить двух янки (американцы потери не признали).

Капитан Михаил Федорович Грачев из того боя не вернулся. Обстоятельства гибели описаны на Западе. Его сбил пилот «Пантеры» Уильям Т. Эмен (William Т. Amen) из группы прикрытия ударных самолётов.

  • Светлая память Михаилу Федоровичу.

В той войне погибло 120 наших пилотов. За смерть каждого американцам пришлось отдать более 10 своих боевых самолётов. Американские ВВС потеряли 1609 человек.

Из них 1097 были уничтожены советскими летчиками.

Наши асы корейской войны в лицах.

Их фото начали появляться по мере спада секретности вокруг той войны. Ниже лишь часть из них. В скобках указан личный счёт сбитых машин.

На переднем плане ас №1 корейской войны Е.Г. Пепеляев. 19 сбитых самолётов. Аэродром Кубинка, 1950 г. Источник фото: arsenal-info.ru
На переднем плане ас №1 корейской войны Е.Г. Пепеляев. 19 сбитых самолётов. Аэродром Кубинка, 1950 г. Источник фото: arsenal-info.ru
Источники фото: soviet-aces-1936-53.ru
Источники фото: soviet-aces-1936-53.ru

Источник фото: soviet-aces-1936-53.ru
Источник фото: soviet-aces-1936-53.ru

Источник фото: soviet-aces-1936-53.ru
Источник фото: soviet-aces-1936-53.ru

Источники фото: soviet-aces-1936-53.ru
Источники фото: soviet-aces-1936-53.ru

Рекомендованные статьи канала

26 октября в истории - 1 линкор и 26 сбитых им бомбардировщиков. Как врать и не краснеть.

Шесть способов убиться для японского камикадзе. В воздухе, на земле и на море.

Всем удачного дня, а подписчикам ещё и доброй ночи :) Приветствуется подписка на канал и встреча в соцсетях. Да, пребудет с вами электричество и безлимитный интернет! Машины не остановить!