Хоремхеб ("гор в празднике") был последним фараоном восемнадцатой династии, но также может считаться основателем девятнадцатой династии Древнего Египта. Он поднялся из темного фона, чтобы служить до четырех царей Египта, прежде чем, наконец, стать фараоном Древнего Египта в своем собственном праве.
Многие сходятся во мнении, что Хоремхеб был родом из Хатнесута (Хансу, Хнес или Ираклеополис). В своем коронационном указе он утверждал, что Гор из Хутнесута избрал его править Египтом и посвятил ему несколько памятников, когда он был возведен на трон, но, как ни странно, нет никаких доказательств того, что он предпринял какие-либо строительные работы в самом Хутнесуте. Его семейное происхождение столь же туманно. Мы очень мало знаем о его ранней жизни. Вполне вероятно, что он поступил в писцовую школу в возрасте пяти лет, и с учетом его более поздних титулов он, вероятно, получил военную подготовку. Однако его ранняя карьера, возможно, была в основном административной, что подразумевается частыми изображениями Хоремхеба как писца и его постоянной преданности Тоту – хотя в равной степени вероятно, что это было просто мерой для укрепления его мудрости как правителя.
Первая недвусмысленная идентификация Хоремхеба находится в его гробнице в Саккаре. В этой гробнице он наметил свое продвижение через ряд административных должностей (”писец рекрутов “вплоть до” царского писца “и” надсмотрщика всех надсмотрщиков царя“), военных ролей (”генерал“, затем” надсмотрщик генералов двух земель“), дипломатических постов (”посланник царя “и” рот, который умиротворяет во всей Земле"). В это время он получил титул “Айри-ПЭТ”, который некоторые переводят как “наследственный принц”, и это принимается как доказательство того, что Хоремхеб будет преемником короля, если он умрет, не произведя наследника. По этому поводу было много споров, так как имя его короля не подтверждено. Это мог быть Тутанхамон или Ай. Этот титул обычно переводится как” дворянин " и не обязательно подразумевает, что он должен был стать преемником своего короля. Хотя он, возможно, не был очевидным наследником во время правления Тутанхамона, он, вероятно, был самым могущественным чиновником после Эйе, и вполне возможно, что Хоремхеб и Эйе были эффективными правителями страны в то время или что Хоремхеб сам контролировал молодого царя. Когда Тутанхамон умер, именно Эйе, а не Хоремхеб, стал его преемником. Однако царствование Ая было недолгим, и вскоре Хоремхеб смог сам претендовать на трон.
Хоремхеб явно обрадовался тому, что стал фараоном, и принялся добавлять царские уреи к изображениям самого себя в качестве чиновника в своей гробнице в Саккаре. Этот явный признак эго может соблазнить человека считать его великим саморекламой, стремящимся переписать историю, чтобы увеличить свою известность. Для фараона не было чем-то необычным утверждать, что он был предопределен править. Хатшепсут использовала это устройство, чтобы поддержать свое нетрадиционное правление, и поскольку Хоремхеб не был сыном фараона, он, возможно, чувствовал ту же потребность, чтобы доказать, что он был законным.
Хоремхеб, возможно, несправедливо характеризовался просто как военный человек с намеком на то, что его военное положение позволило ему захватить власть. Сам Хоремхеб в своем коронационном указе подчеркивает не только свою военную мощь, но и свою административную доблесть. Он также мог иметь связи с царской семьей через свою жену Мутноджмет, которая, по мнению многих, была сестрой Нефертити.
Хоремхеб действительно узурпировал погребальный храм Ая, но сам Ай уже узурпировал этот памятник у Тутанхамона. Гробница Ая, безусловно, была обезображена. Примечательно, что его эдикт не содержит прямого нападок на правителей периода Амарны (в отличие от разоблачения на реставрационной стеле Тутанхамона, которая позже была узурпирована Хоремхебом). Неправомерные действия, описанные как действия должностных лиц и солдат, а также меры по защите его налоговых поступлений и защите простых людей от коррупции должностных лиц. Многие другие виды преступлений были оставлены на усмотрение судов кенбета, и его реорганизация этих судов показывает, что он был консервативен и предпочитал людей ранга мирянам. Этот указ обычно рассматривается как реакция на хаос при Эхнатоне, но он также может описывать ситуацию при Тутанхамоне или ссылаться на деяния Хоремхеба как должностного лица Тутанхамона.
Хоремхеба часто обвиняют в убийстве Хеттского князя Занзана. Мнение Анхенесаму благоприятствует как автору письма, якобы отправленного хеттскому царю с просьбой о муже. В конце концов, несчастный Хетт, по-видимому, погиб, не достигнув Египта, и было высказано предположение, что он был убит по пути силами, лояльными Хоремхебу или казнен по приказу Ая, и Хорнунг предполагает, что Хоремхеб должен был отразить ответный набег вскоре после этого. В хеттском архиве есть также письмо, предположительно полученное от Ая, в котором фараон отрицает свою причастность к убийству хеттского князя, но опять же у нас есть только хеттский отчет о содержании и тоне письма. Тем не менее, можно с натяжкой предположить, что хетты регулярно фальсифицировали свои собственные записи, не имея никаких реальных доказательств в поддержку этой практики. Независимо от того, существовало ли это письмо, события, связанные со смертью хеттского князя, оказались отличным основанием для теорий заговора.
Как и его предшественник Эхнатон, Хоремхеб считался одновременно святым и грешником. Он, безусловно, был честолюбивым человеком, но также, похоже, был уравновешенным правителем, который искренне желал видеть свою страну процветающей. Он был явно уверен в своих собственных способностях – но, возможно, справедливо, так как он, кажется, заслужил уважение и преданность других. Возможно, у него и было военное прошлое, но он ценил знания и был эффективным администратором, который понимал важность восстановления связи между царем, богами и народом. Самое главное, четко обозначив наследника, на которого он мог положиться и у которого уже была налаженная семья, он обеспечил стабильность и процветание для будущего Египта.