Найти в Дзене

Города и новая климатическая экономика: преобразующая роль глобального роста городов

В настоящее время в городских районах проживает около 3,9 миллиарда человек. По прогнозам, в период 2014-2050 годов доля городского населения увеличится примерно на 2,5 миллиарда человек, достигнув 66% мирового населения. За 30 лет доля населения, проживающего в городских районах Китая, выросла с 23% до 55%. Этот же процесс занял 100 лет в Великобритании и 60 лет в Соединенных Штатах. Кроме того, темпы роста городов в Китае и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах будут продолжаться в широких масштабах и быстрыми темпами. К 2030 году только в городах Китая будет проживать почти 1 миллиард человек, или 69% его населения. Эта быстрая урбанизация также происходит на более ранних этапах экономического развития, чем в предыдущие десятилетия, в основном в городах Африки к югу от Сахары, Южной и Восточной Азии с низким и средним уровнем дохода. Ожидается, что в течение следующих 20 лет городское население Южной Азии и стран Африки к югу от Сахары, к которым
Оглавление

В настоящее время в городских районах проживает около 3,9 миллиарда человек. По прогнозам, в период 2014-2050 годов доля городского населения увеличится примерно на 2,5 миллиарда человек, достигнув 66% мирового населения. За 30 лет доля населения, проживающего в городских районах Китая, выросла с 23% до 55%. Этот же процесс занял 100 лет в Великобритании и 60 лет в Соединенных Штатах. Кроме того, темпы роста городов в Китае и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах будут продолжаться в широких масштабах и быстрыми темпами. К 2030 году только в городах Китая будет проживать почти 1 миллиард человек, или 69% его населения.

Эта быстрая урбанизация также происходит на более ранних этапах экономического развития, чем в предыдущие десятилетия, в основном в городах Африки к югу от Сахары, Южной и Восточной Азии с низким и средним уровнем дохода. Ожидается, что в течение следующих 20 лет городское население Южной Азии и стран Африки к югу от Сахары, к которым относятся некоторые беднейшие люди в мире, удвоится. Менее развитым странам придется освободить место еще для одного миллиарда городских жителей, в то время как развитые страны, как ожидается, добавят 68 миллионов человек в свои города к 2030 году. Одной из серьезных проблем по-прежнему является нищета в городах, поскольку число людей, живущих в неформальных поселениях, по прогнозам, увеличится во всем мире с 1 млрд. до 2 млрд. человек к 2030 году, главным образом в странах Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Латинской Америки. Рост масштабов нищеты в городах будет особенно острым в течение следующих 30 лет и еще более усугубляться недостаточным институциональным потенциалом в городах.

Страны могут не в равной степени воспользоваться преимуществами урбанизации. После роста городов в 20 веке на долю городских районов в настоящее время приходится около 80% мирового экономического производства. Однако, в то время как некоторые города и страны росли быстрыми темпами, другие находятся в состоянии стагнации. С другой стороны, совокупный объем экономического производства 220 крупнейших мегаполисов в странах с низким уровнем дохода составляет около 1,54 трлн. долл. США, что ниже, чем только в Токио (1,97 трлн. долл. США). Это говорит о том, что города и страны, которые хорошо управляют процессом роста городов, могут извлечь существенную экономическую выгоду. Однако, если управление городским ростом будет осуществляться плохо или неуправляемым, страны и города, скорее всего, упустят возможности для более высоких темпов роста и производительности.

На пути к модели роста городов, основанной на принципе "3С"

В более долгосрочной перспективе, для того чтобы страны и города могли воспользоваться плодами роста производительности при одновременном сведении к минимуму издержек, городам необходимо будет перейти к более экономически и экологически устойчивой модели роста. В частности, урбанизацией необходимо будет управлять, чтобы избежать неэффективного городского проектирования, инфраструктуры, управления, механизмов финансирования и институтов, что потребует инвестиций в ориентированное на общественный транспорт пространственное развитие, интеллектуальные инфраструктуры и технологии, пешеходную и человеческую местную городскую среду и функционально и социально смешанные городские районы.

Для устранения сбоев рынка, связанных с плохо управляемым ростом городов, потребуется новая модель городского развития для многих городов. В частности, решающее значение имеют три основных компонента: компактный рост городов, связанная с ним инфраструктура и скоординированное управление. Эти три основных направления деятельности пересекаются и взаимно подкрепляют друг друга, что требует осуществления комплексных стратегических программ, позволяющих в полной мере использовать их преимущества.

Компонент 1: Компактный рост городов посредством управляемого расширения и/или модернизации, способствующий повышению плотности населения, непрерывному развитию, созданию функционально и социально смешанных районов, пешеходной и антропогенной городской среды, переустройству существующих зрелых месторождений и созданию новых площадок. Компактный рост представляет собой относительно плотное, динамичное развитие, характеризующееся высоким уровнем доступности занятости и услуг на местах.

Компонент 2: Соединение инфраструктуры посредством инвестиций в инновационную городскую инфраструктуру и технологии, которые соединяют и фиксируют экономические выгоды более компактных городских форм. Это включает в себя инвестиции в:

  1. Транспортные системы, соединяющие занятость, жилье и коммерческие кластеры, такие как системы скоростных автобусных перевозок, велосипедные магистрали, общие транспортные средства, пешеходство, интеллектуальные информационные системы управления движением, электромобили и сети зарядных пунктов;
  2. Городские коммунальные предприятия, предоставляющие более подключенные, ресурсоэффективные коммунальные услуги, такие как эффективные системы энергоснабжения, канализации и водоснабжения, технологии уличного освещения и интеллектуальные сети;
  3. Здания с инновационным и ресурсосберегающим дизайном, новыми технологиями отопления, охлаждения и освещения, а также системами управления зданием;
  4. Низкоуглеродная, устойчивая к изменению климата базовая инфраструктура в развивающихся городах, где приоритетной задачей является обеспечение доступа растущего населения к основным услугам в области водоснабжения, санитарии, удаления отходов и транспорта.

Компонент 3: скоординированное управление с помощью эффективных и подотчетных учреждений в поддержку скоординированного планирования и осуществления программ деятельности и инвестиций в государственном и частном секторах и гражданском обществе, особенно в области изменения землепользования и транспорта.

Эта модель "3C" - компактная, взаимосвязанная и скоординированная - уже реализована в нескольких городах, таких как Копенгаген, Стокгольм и Сингапур. Кроме того, многие другие города, например Богота, Колумбия, столичный округ Себу на Филиппинах и Дурбан в Южной Африке, придерживаются некоторых элементов модели "3C". И хотя конкретная политика, используемая в этих городах, не обязательно будет непосредственно применима к другим городам, общий подход, основанный на принципе "3С", и соответствующие варианты политического вмешательства должны быть актуальны для городов, находящихся на разных стадиях развития и занимающих разные стартовые позиции.

Заключение

Результаты анализа исследователей показывают, что в ближайшие 15-20 лет три группы городов станут ключевыми для мировой экономики и климата: Новые города, глобальные мегаполисы и зрелые города. В совокупности 468 городов, входящих в эти группы, по прогнозам, обеспечат 60% роста мирового ВВП и более половины роста глобальных выбросов, связанных с энергетикой, в период 2012-2030 годов при сохранении прежнего порядка вещей.

Если эти города будут продолжать следовать современным тенденциям городского развития, характеризующимся ростом разрастания и автомобилизации, энергоэффективностью зданий и недостаточным качеством городской инфраструктуры и услуг, можно предположить, что выгоды от урбанизации будут снижаться, а экономические и социальные издержки будут продолжать расти. Плохо управляемый рост городов также приведет к значительному увеличению выбросов углерода.

Модель городского развития "3C" предоставляет городам альтернативный путь для управления городским ростом. Хотя принципы модели "3С" являются общими для всех городов, наиболее эффективное осуществление ее трех основных компонентов - компактный рост городов, связанная инфраструктура и скоординированное управление - будет зависеть от конкретных условий в городах. Реализация модели "3С" будет зависеть от эффективного и скоординированного политического вмешательства на различных уровнях власти, сочетания национальных, региональных и городских политик.

Хотя внедрение модели "3С" в этих трех группах будет особенно важно для глобальной экономики и климата, элементы модели "3С" могут быть реализованы и в других городах. В то же время важно учитывать, что каждый город имеет уникальное сочетание характеристик и исходных позиций, и, следовательно, комплексные политические программы по внедрению модели "3С" должны быть адаптированы для каждого города. Даже сами городские группы представляют собой разноплановый круг городов. Например, проблемы и стратегии городского развития для существующей компактной городской формы Стокгольма и хорошо развитых систем общественного транспорта отличаются от проблем и стратегий Хьюстонского разрастания, несмотря на то, что их столичные районы имеют такой же уровень населения и доходов, как и "зрелые города". В результате каждый город будет нуждаться в адаптированной стратегии в рамках широких принципов, например, регенерации городских стержней и модернизации городской инфраструктуры.

В долгосрочной перспективе, после 2050 года, города и небольшие городские районы в странах с низким уровнем дохода, в том числе многие в странах Африки к югу от Сахары, вероятно, будут приобретать все большее значение для глобального дохода и выбросов углерода по мере продолжения процесса урбанизации. В этих странах национальная экономическая политика будет играть особенно важную роль в развитии городских районов, в том числе в том, идет ли процесс урбанизации рука об руку с индустриализацией или он осуществляется под руководством экспорта ресурсов.

Области "умного" роста и "зеленой" экономики городов являются относительно молодыми научными дисциплинами, и надежных данных для оценки скорректированных с учетом риска издержек и выгод от инструментов городской политики не хватает. Следовательно, существует настоятельная необходимость в сборе последовательных и сопоставимых экономических, социальных и экологических данных на городском уровне в сочетании с дальнейшими эмпирическими исследованиями.