Восьмой подвиг
Здравствуйте, друзья! Наверное, все читали и знакомы с двенадцатью Подвигами Геракла. Вот интересен восьмой подвиг. Еще в юности мне было несколько странно считать этот подвиг подвигом. Вроде, Геракл всегда такой честный, смелый, всегда добрым людям помогает и вдруг воровство лошадей. Это же нечестный и противоправный поступок. С одной стороны можно понять Геракла: царь посмеялся над героем, отверг предложение о выкупе лошадей, тому стало обидно, и он решился на отвратительный поступок. А с другой стороны, трудно назвать кражу Подвигом. Чтобы понять легенду, нужно разобраться в олицетворениях героев.
Но сначала кратко напомню вам сюжет происходящего. «После укрощения критского быка Гераклу, по поручению Эврисфея, пришлось отправиться во Фракию к царю бистонов Диомеду. У этого царя были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Царь Диомед кормил этих коней человеческим мясом. Он бросал им на съедение всех чужеземцев, которые, гонимые бурей, приставали к его городу. К этому фракийскому царю и явился со своими спутниками Геракл. Он (хитростью и обманом) завладел конями Диомеда и увел их на свой корабль. На берегу настиг Геракла сам Диомед со своими воинственными бистонами.
Поручив охрану коней своему любимому Абдеру, сыну Гермеса, Геракл вступил в бой с Диомедом. Немного было спутников у Геракла, но все же побежден был Диомед и пал в битве. Геракл вернулся к кораблю. Как велико было его отчаяние, когда он увидел, что дикие кони растерзали его любимца Абдера. Геракл устроил пышные похороны своему любимцу, насыпал высокий холм на его могиле, а рядом с могилой основал город и назвал его в честь своего любимца Абдерой. Коней же Диомеда Геракл привел к Эврисфею, а тот велел выпустить их на волю. Дикие кони убежали в горы Ликейона, покрытые густым лесом, и были там растерзаны дикими зверями».
Страстные кони
Кони в мифологии и фольклоре всегда олицетворяют силу, скорость, одухотворенность. Даже в сонниках написано, что видеть во сне лошадь – к удаче, радости и достатку. В данном мифе кони Диомеда обладают невероятной силой и сдерживают их только железные цепи, потому что сила этих лошадей направлена не на созидание. Кони эти олицетворяют человеческие инстинкты, в ловушке которых находятся люди. Вместе с людьми, которых убивают кони, погибают позитивные качества человека.
Царь Диомед жил на острове и содержал жеребцов за высокими стенами, то есть в закрытом изолированном пространстве, не позволяя им выходить наружу и поедать всех людей подряд. Царь старался как-то регулировать страсти человеческие. Однако время от времени он скармливал чужестранцев, то есть поддерживал и холил страшные инстинкты. Можно предположить, что сам Диомед — это и есть скрытая агрессия внутри человека, который был слаб и поддавался искушениям.
Так вот в чем заключался восьмой Подвиг Геракла: нужно было обуздать низменные и отвратительные инстинкты людские, а для этого необходимо победить Диомеда и любым способом вывезти коней (страсти) и уничтожить их. Что и произошло после того, как их отпустили на свободу. Так значит, Геракла нельзя обвинить в воровстве? Он, действительно, сражался с демоном внутри и спас все человечество?
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Нам бы учиться по древним легендам и мифам заново, глядишь, и мир стал бы чище.