Найти тему
VIKENT.RU

Обзор теорий творчества / креатива по И.Л. Викентьеву

Оглавление

Данная статья относится к Категории: История изучения самого процесса творчества

1. Викентьев И.Л.
1. Викентьев И.Л.

Для компактности изложения, можно утверждать, что в европейской культуре обучение творчеству имело 3 основных направления.

Первое, назовём его «умозрительным», было сформировано мыслителями Древней Греции, которые не ставили опытов (некоторые даже считали это занятие недостойным свободного человека), рассматривали очень ограниченный круг практических задач и пытались найти Истину, лишь размышляя, споря или беседуя с учениками…

Древние греки, нужно признать, «сняли» слой очевидных и полуочевидных наблюдений.

Факт: многочисленные попытки с конца XIX по начало XXI века философов, психологов Европы и Америки продвинуться в понимании управления творчеством с помощью подобного «древнегреческого метода» не дали ни одной (!) методики творчества… Для понимания уровня достижений «психологии творчества» можно самостоятельно сравнить, что по этому поводу писали в начале и конце XX века.

2. Изображение congerdesign с сайта Pixabay
2. Изображение congerdesign с сайта Pixabay

То есть, на вопросы:

- каковы небанальные достижения в «теории / философии / психологии творчества» за прошедшие и оплаченные налогоплательщиками 100 лет?
- какие небанальные задачи решены философами / психологами творчества за прошедшие и оплаченные налогоплательщиками 100 лет?

- честно ответить нечего...

Как известно из поговорки: «свято место пусто не бывает» и при наличии личностной и общественной потребности эту нишу: «Я хочу работать и жить творчески!» примерно с середины XX века заполнили интеллектуальные жулики (реже – сумасшедшие). Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой (!) книжный магазин… Характерный пример: Рецензия на книгу: Эдвард де Боно, Генератор креатиffных идей. 62 софта для мозга, СПб, «Питер», 2008 г. Увы, таково второе направление – откровенно жульнильческое.

Третье направление – практическое. Издавна военным, комедиантам, музыкантам – так или иначе – нужно было готовить себе смену. И они учили, как могли. Самые распространённые способы: повторение «Делай как я!» и подражание чужим успехам: «Они уже сделали так, а мы, что хуже?!...»

3. Изображение WikimediaImages с сайта Pixabay
3. Изображение WikimediaImages с сайта Pixabay

В XX веке 100% более или менее работоспособных методик творчества были сделаны не философами и/или психологами, а теми, кому это было очень нужно: театральными деятелями, журналистами, изобретателями. К таким методикам можно отнести:

- Методика работы актёра и режиссёра К.С. Станиславского;

- Мозговой штурм Алекса Осборна;

- Морфологический анализ Фрица Цвикки;

- ТРИЗ-ТРТС-ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.

Примерно раз в год я отказываю в приёме на работу очередному обществоведу, который, не имея собственных небанальных результатов, хочет, цитирую: «обобщить Ваш творческий опыт»…

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Разработка работоспособных методик творчества по Г.С. Альтшуллеру.

Классификация методик креатива по И.Л. Викентьеву.

Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube

Видео: Бесплатно о ТРИЗ | Online-лекция VIKENT.RU №130

Изображения в статье

  1. Викентьев И.Л., собственное фото
  2. Изображение congerdesign с сайта Pixabay
  3. Изображение WikimediaImages с сайта Pixabay