Найти тему
Дневник учителя

Зачем нужна школа?

Оглавление

Введение.

Всем привет! Меня зовут Павел - я учитель в простой муниципальной общеобразовательной школе. В силу специфики профессии я часто общаюсь с детьми и их родителями. Это общение побудило меня к созданию канала, на котором я хочу донести свои наблюдения и оценочные суждения касательно текущей системы образования.

Сегодня поговорим о том, зачем нужна школа.

Школа.

Что такое школа?

Прежде чем ответить на вопрос зачем нужна школа, попробуем определить, что мы имеем в виду под этим словом. Для выполнения поставленной задачи возьмём уже готовое решение - определение из большой советской энциклопедии. Школа - учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует школа, она является государственной, муниципальной(органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями или частными лицами. По характеру сообщаемых знаний школа бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии - светской или конфессиональной; по полу обучающихся - женской, мужской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы школы зависят от уровня развития общества. Все мысли изложенные далее будут касаться муниципальной общеобразовательной школы и уровня образования: начального, неполного среднего и среднего. Чаще всего такие заведения представлены школами совместного обучения.

Современная школа.

Итак, мы знаем, что такое школа. Теперь попробуем рассмотреть современные её ипостаси, а потому будем говорить об образовании, так как это главная цель организации подобных заведений. Образование в нашей стране претерпело некоторые (известные) изменения, основными из них были введение системы ГИА (государственная итоговая аттестация) и внедрение ФГОС (федеральный государственный стандарт).

-2

К новой системе аттестации можно относиться по разному, много есть положительных мнений, ещё больше - отрицательных, однако сейчас это данность с которой мы живём (нравится это нам или нет). Моя основная претензия к ГИА заключается в том, что появилась дифференциация предметов со стороны учащихся на важные и ненужные. То есть те предметы, которые ребёнок планирует сдавать на выпускных экзаменах становятся для него "жизненно необходимыми", а остальные - необязательными, ещё задолго до наступления непосредственной необходимости подготовки к экзаменам. Например математика, русский язык и некоторые выбранные предметы необходимы для получения аттестата, поэтому подготовке к ним нужно уделять всё свободное время, а вот география, история, биология и др. становятся не интересны, ведь ребёнку они не пригодятся (как считают дети) в их жизни, а значит на подготовку и закрепление знаний по этим предметам можно не тратить время совсем. И, возможно, кому то данное положение вещей может показаться нормальным и рациональным, ведь правда, что плохого в том, что бы ребёнок получает раннюю специализацию? Мнение по этому поводу я выражу ниже.

-3

Касательно новых стандартов, я думаю, что их стоит разобрать отдельно, вне данной статьи. Обобщённое моё мнение по ним такого, что ФГОС не соответствует окружающей действительности. Для подтверждения этой концепции возьмём один из пунктов стандартов, который должен отражать личностные результаты освоения основной образовательной программы: "формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира." Теперь вспомним о дифференциации предметов и задумаемся о том, насколько целостным будет сформировано мировоззрение учащегося. Цель ставится правильная, но её достижение на практике не представляется возможным.

Есть ещё один, очень важный фактор, влияющий на современное образование и жизнь школьника, о котором следует говорить - это огромнейший поток всевозможной открытой информации, который неограниченно выплёскивается на неподготовленного человека. Информация в современном мире открыта и доступна, но совершенно не фильтрована. Она может быть чрезвычайно полезной и увлекательной, а может быть не менее увлекательной, но вредоносной для сознания. Что бы самостоятельно разбираться и дифференцировать её у человека должна быть полноценно сформирована картина мира, которая в свою очередь должна соответствовать принятым в обществе нормам. А покуда не сформирован естественный информационный фильтр, основанный на устоявшихся убеждениях и фундаментальных, достоверных знаниях, вся поступающая информация будет формировать мировоззрение человека, не упорядоченно и не всегда общественно приемлемо. Как следствие мы можем наблюдать развитых молодых людей с сомнительной и неустойчивой жизненной позицией.

Зачем нужна школа?

Так зачем же нужна школа? Как ни странно для осуществления своей основной функции образования и формирования полноценно и разносторонне развитой личности, с твёрдыми убеждениями и полным мировоззрением. Так же школа осуществляет государственный заказ, на необходимое обществу воспитание граждан. Но не стоит забывать, что школа имеет ещё одну важную функцию. Беря на себя ответственность и обязанность за воспитание и образование детей, а так же за их жизнь и здоровье во время учебного процесса, она освобождает от этого родителей, которые получают ресурс времени для осуществления своих трудовых обязательств.

Итог.

Школа в современном обществе необходима. Но на фоне реформирования системы образования в России и технологического развития, с которым связан неограниченный информационный фон, значение сознательного подхода родителей к образованию своих детей возрастает как никогда. По моему мнению, родители должны формировать позитивное отношение к школьному обучению и доносить до сознания ребёнка, что все те знания (которые даются несомненно в упрощённой форме, удобной для восприятия учеником) необходимы целиком и полностью.