Прежде чем приступить к разбору полетов, стоит разобраться в самой терминологии. Банальность (трюизм) – избитое высказывание, которые настолько очевидно, что даже не требует подтверждения. Отвечая на вопрос, почему вы расстались, многие выдают дежурную фразу – не сошлись характерами. Когда слышишь высказывание в миллиардный раз, уточнять реальную причину развода отпадает всякое желание. Но почему из некоторых людей трюизмы сыпятся, как из рога изобилия?
Банальность как качество личности
Одна из наиболее распространенных причин банальности – атрофированная самобытность. Воспроизведение избитых фраз и мыслей – удел ленивых людей, которые не способны на генерацию своих мыслей. Наверняка вы замечали, что на страницах в соцсетях у многих появляются выражения, которые до ужаса навязли в зубах:
· если любишь, отпусти;
· не в деньгах счастье;
· любящий никогда не предаст;
· сердцу не прикажешь;
· красота мужчины не во внешности, а в поступках и т.д.
Склонность мыслить штампами превращается в настоящее испытание для РАЗУМНЫХ окружающих. Трюизмы буквально трансформируются в оружие, когда их носитель по какой-либо из причин впадает в беспамятство и начинает повторять избитые истины по сто раз на дню. Простите, разве кто-то еще не знает, что любящие не уходят или не предают?
Шаблонщикам удалось перетянуть в категорию банальностей многие пословицы, которые так и слышатся на каждом углу:
· что в лоб, что по лбу;
· работа не волк, в лес не убежит;
· яблоко от яблони не далеко падает;
· седина в бороду – бес в ребро;
· солдат спит, служба идет.
Обратите внимание, люди, так широко пользующиеся труизмами, не оригинальны и в других областях. Они не добиваются особых успехов в карьере, но проживают ПРИЛИЧНУЮ стандартную жизнь, и тем весьма довольны.
Саркастическая шутка
К счастью, не все пользуются трюизмами всерьез. Некоторые употребляют заезженные фразы, чтобы позабавиться:
· семь раз отмерь, один отрежь;
· как говорится, се ля ви;
· слово – не воробей;
· любви все возрасты покорны;
· мементо мори и т.д.
Это хорошо, если человек действительно может пошутить над самим собой или склонностью людей мыслить стандартно. Хуже обстоит дело, когда ты, заслышав избитую фразу, начинаешь заливаться гомерическим хохотом, а сидящий напротив человек недоумевающе округляет глаза. Знай, в этот самый момент ты оскорбил его чувства. Он ведь вполне серьезно считает, что выдал что-то архиважное, а ты его так…хлюп и в грязь.
Маркетинговый ход
Маркетологи используют трюизмы как один из приемов внушения. Каждый из нас видел на рекламных плакатах надписи типа:· люди способны меняться;· все течет, все меняется;· жизнь быстротечна;· увидеть мир глазами ребенка – бесценно т.д.
Банальности прекрасны тем, что воспринимаются как истина. Этим широко пользуются маркетологи и пиар-менеджеры. К примеру, в рекламном ролике о квартире в новостройке показывают счастливую семью, которая стала обладателем отдельного жилья, а в конце сюжета на экране появляется трюизм – есть вещи, которые не купишь за деньги.